НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Дела семейные


“Семейный бизнес — это очень хорошо”, – не так давно заявил “Ведомостям” Лучано Бенеттон, президент Benetton Group. Однако он не объяснил читателям, почему через год-два к руководству компанией придут наемные менеджеры. Ответ на этот вопрос можно найти в книге Алана Кросби “Наследование бизнеса. Кто продолжит ваше дело?” (Don’t leave it to the children. Starting, building and sustaining a family business).

Как представитель семейного бизнеса автор хорошо знаком со всеми его проблемами. Однако в отличие от Лучано Бенеттона Кросби сразу же предлагает рецепт выживания таких компаний: “Если бы и существовало одно правило на все случаи жизни, то лично я предпочел бы такое: “Не оставляйте бизнес детям”.

Свое исследование Кросби начинает с главы “Великие комбинаторы”. Описывая дела создателей всемирно известных компаний, он убедительно демонстрирует, что частная инициатива – основа развития любого общества. Но это лишь приглашение к разговору о том, какие качества нужны для создания своего дела. “Складывается впечатление, что каждый основатель известного родового бизнеса обладал либо каким-то особым талантом, либо чутьем рационализатора, либо изобретательским гением, – пишет он, и добавляет: – Единственный вопрос, который эти основатели вряд ли себе задают и, судя по всему, никогда не задавали: “Положу ли я начало родовому бизнесу?”

Кросби не сторонник популярной на Западе теории семейного бизнеса, изложенной Фрэнком Саллоуэем в книге Born to Rebel: Birth Order, Family Dynamics, and Creative Lives, согласно которой “первенцы чаще всего вырастают приверженцами традиционных родовых порядков, хранителями родительских святынь и защитниками семейных ценностей”. Наверное, именно поэтому в книге так много примеров основания бизнеса людьми, которых еще в школе называли лентяями и плохими учениками. Кросби описывает их достижения и заряженность с детства на какое-то, выражаясь по-русски, сумасбродство, опираясь на результаты работы психолога Марвина Цукермана, впервые проведшего “исследование того, что он назвал склонностью к острым ощущениям”. Оказывается, “ген риска” основателя бизнеса включает в себя четыре элемента: “страсть к приключениям; стремление приобретать новый опыт; желание избежать скуки и растормаживание”. Если же ген остается в последующих поколениях, то им приходится решать, “можно ли рискнуть всем тем, что было достигнуто на данный момент”.

Независимо от того, рискуют ли продолжатели семейного дела или ведут дело по старинке, западная экономика до сих пор остается во власти таких предприятий: Кросби ссылается на данные Центра по развитию малых и средних предприятий Манчестерской школы бизнеса (Manchester Business School), согласно которым “родовые компании составляют 85% всех предприятий Европейского сообщества”. Но оказывается, и у семейного бизнеса есть пределы роста. В книге приводится ссылка на исследование профессора Университета Кеннесоу в Джорджии Джозефа Астрахана, утверждающего, “что у родового предприятия есть только один шанс из 50, чтобы уцелеть в руках рода до пятого поколения”.

Сколько шансов удержать “родовой бизнес” в нынешней России – вопрос, открытый для обсуждения и исследования. Книга Кросби не о шансах, а о суровых реалиях бизнеса. Он утверждает, что “в последние годы отличительными признаками большинства известных во всем мире родовых предприятий – не говоря уже о некоторых более мелких – стали убийства, нанесение увечий, физические и моральные страдания, а вовсе не радостный коллективизм”. Кросби знает, как избежать такого развития событий, но предостерегает от поспешных шагов. Быть может, ему помогает в этом русская классика: в эпилоге он приводит слова Льва Толстого о том, что “все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему”.