Последняя удача пивоваров


Согласно опубликованным на этой неделе предварительным данным Росстата, в прошлом году российские производители выпустили 842 млн декалитров (дал) пива – на 11,5% выше, чем в 2003 г. Схожие данные приводят в совместном отчете Союз российских пивоваров и маркетинговое агентство “Бизнес Аналитика”. По их данным, в России в прошлом году произведено 851,96 млн дал пива, на 12,5% больше, чем годом ранее. Несколько меньшую цифру приводит Объединенная финансовая группа (ОФГ) – 9,2%.

Эти показатели превзошли ожидания пивоваров и отраслевых экспертов: в начале прошлого года они полагали, что рынок в натуральном выражении вырастет лишь на 5–7%.

Хотя пивной рынок с конца 90-х гг. увеличивается в объеме, темпы его роста непрерывно падали, с 33% в 1999 г. до 7,8% в 2003 г., напоминает исполнительный директор Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов. По этому показателю минувший год оказался для отрасли рекордным, отмечает глава отраслевого союза.

По оценке Мамонтова, в денежном выражении российский пивной рынок в 2004 г. преодолел планку в $7 млрд, годом ранее его объем составлял $6–6,5 млрд. “Все ожидали, что рынок насытится, но оказалось, что его потенциал далеко не исчерпан”, – отмечает аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов.

Но за рост объема рынка ответственна не вся отрасль, а лишь два крупнейших производителя – “Балтика” и SUN Interbrew. “Лидеры сделали ряд эффективных маркетинговых шагов и провели реформы дистрибьюции”, – объясняет Ибрагимов. По его оценке, “Балтика” в 2004 г. увеличила продажи на 23%, SUN Interbrew – на 22,3%. Аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко напоминает, что 2003 год был неудачным для пивоваренной отрасли из-за холодной весны и провала продаж “Балтики”, связанного с реорганизацией дистрибьюторской сети.

Локомотивами роста отрасли в минувшем году стали два крупнейших пивовара, соглашается директор “Балтики” по маркетингу Андрей Рукавишников. “Это более чем на 40% заслуга нашей компании”, – утверждает он. Коммерческий директор российского подразделения SAB Miller Игорь Тихонов связывает “феномен прошлого года” также с общим ростом благосостояния россиян. Пиво стало демократичным напитком “вроде колы”, говорит он.

“Меняется образ жизни, и потребители все чаще выбирают пиво как альтернативу крепким спиртным напиткам”, – говорит начальник отдела маркетинга компании “Томское пиво” Максим Крохтин. Рынок дешевого алкоголя уже три года стагнирует, а производители имели возможность завоевывать новых потребителей с помощью агрессивной рекламы, соглашается Александр Хитрин, руководитель отдела алкогольной продукции омской компании “Группа “Оша”.

Осенью законодатели сильно ограничили рекламу пива и это обязательно скажется на показателях рынка в нынешнем году, отмечают пивовары.

Законодательные ограничения на рекламу пива, введенные осенью прошлого года, не сильно повлияли на среднегодовой показатель производства, но обязательно скажутся в этом году, уверены участники рынка. Рукавишников из “Балтики” напоминает, что с 1 января вступили в силу запреты на использование в рекламе пива образов людей и животных. Союз пивоваров прогнозирует в 2005 г. рост пивного рынка на 5–7%, такую же цифру называет Тихонов из SAB Miller, а Рукавишников из “Балтики” – 4%. Аналитики также склоняются к тому, что прошлогодний рекорд роста рынка повторен уже не будет. Кривошапко из ОФГ рассчитывает в этом году на 4%, а Ибрагимов из “УралСиба” – на 5%.

Вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина назвала данные Госкомстата за прошлый год “средней температурой по больнице”. По ее данным, в ноябре – декабре продажи пива уже практически не увеличивались по отношению к тем же месяцам 2003 г. из-за действия антипивных законов, а у локальных производителей производство заметно упало, отмечает Кибина. “Около полугода люди продолжат по инерции покупать столько же пива, но потом законы дадут о себе знать”, – уверен Тихонов из SAB Miller.