Придется подождать


Газпром” рассчитывал поглотить “Роснефть” до конца 2004 г. Но после того как нефтяная компания купила актив, стоящий больше, чем она сама, эти планы пришлось пересмотреть. Менеджеры монополии до сих пор не предложили чиновникам конкретную схему присоединения госкомпании.

Промедление уже осложнило “Газпрому” жизнь. Из-за сделки с “Роснефтью”, которая никак не произойдет, у нас застопорился целый ряд вопросов, – признается один из сотрудников “Газпрома”. Возможно, некоторое время компании придется жить без бюджета и инвестпрограммы. Сразу два источника, близких к совету директоров монополии, говорят, что в материалах к сегодняшнему заседанию правление предлагает отложить утверждение бюджета и инвестпрограммы “Газпрома” на 2005 г. Менеджмент просит подождать до завершения сделки с “Роснефтью”, уточняет один из собеседников “Ведомостей”. Ведь после того, как нефтяная компания вольется в “Газпром”, показатели бюджета заметно изменятся, объясняет он. Пока же руководство “Газпрома” предлагает ориентироваться на цифры бюджета 2004 г.

Собеседник “Ведомостей” утверждает, что, если верить материалам к совету, сделка состоится в марте. Вчера о том, что сделка между “Газпромом” и “Роснефтью” откладывается до марта, сообщило и агентство “Интерфакс”. После этой информации акции “Газпрома” упали на 2,5%. Потом бумаги монополии отыграли часть падения. По итогам дня цена акций “Газпрома” в РТС снизилась на 1,34%, а капитализация компании – на $840 млн. “Большинство инвесторов вкладывались в акции “Газпрома” в надежде, что монополия скоро получит “Роснефть” и увеличит свою капитализацию. Затягивание сделки их насторожило”, – рассуждает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Впрочем, пресс-служба “Газпрома” вчера сообщила, что сделка будет “закрыта в ближайшее время”, а проекты инвестпрограммы и бюджета “Газпрома” на 2005 г. подготовлены и внесены для рассмотрения правительством и советом директоров.

Камнем преткновения остается схема поглощения “Роснефти”. “Газпром” и его консультант Dresdner Kleinworth Wasserstein обсуждали два варианта. Первый – “Байкалфинансгрупп” выделят из “Роснефти” и передадут в госсобственность, а нефтяная компания присоединится к “Газпрому”. При этом кредиты на $9,3 млрд, которые “Роснефть” взяла под покупку “Юганска”, будут переведены на “Байкалфинансгрупп”. По второму варианту интересующие “Газпром” активы “Роснефти” выделят в отдельную компанию, которую затем обменяют на акции монополии.

В итоге консультанты решили, что логичнее передать в “Газпром” не акции “Роснефти”, а ее активы, которые будут выделены в отдельную компанию, например в “Роснефтегаз”, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к консультантам “Газпрома”. “Мы колебались до последнего. Не берусь сказать, какой вариант в конце концов одобрят”, – добавляет он. При этом, по его словам, стоимость “Роснефти” может уменьшиться на $1,7 млрд, за которые компания в декабре прошлого года продала “Газпрому” свои доли в “Севморнефтегазе” и “Росшельфе”. По неофициальной информации, нанятый “Газпромом” Dresdner Kleinworth Wasserstein оценил “Роснефть” в $6–7,5 млрд, а Morgan Stanley, представляющий интересы государства, – в $7–8,5 млрд.

Менеджер “Газпрома” подтвердил “Ведомостям”, что монополия в целом согласна с предложением консультанта. Схема с получением активов “Роснефти” сложнее, но несет в себе меньше рисков, отмечает он. “ЮКОС” грозил включить “Роснефть” в число ответчиков по иску за нарушение запрета Хьюстонского суда на участие в торгах по “Юганскнефтегазу”. В нефтяной компании от комментариев отказались. Управляющий партнер юридической фирмы A.S.T. Анатолий Юшин считает вариант с внесением в “Газпром” активов “Роснефти” более удачным, поскольку при переуступке долгов “Байкалфинансгрупп” “Роснефти” пришлось бы заплатить огромный налог в районе $1 млрд.

Но окончательное слово по схеме остается за советом директоров “Газпрома” и чиновниками. По словам одного из них, в правительстве по-прежнему обсуждают несколько вариантов слияния.