Богатые организаторы


В лидеры неожиданно выбился Росбанк, по итогам первого полугодия занимавший лишь 5-е место с тремя выпусками на общую сумму 4,8 млрд руб. В конце года банк организовал еще восемь выпусков облигаций на 13,1 млрд руб. (см. таблицу), включая бумаги отважного “Центртелекома”. “Мы стали уделять больше внимания инвесторам”, – делится секретом успеха директор департамента инвестиционно-банковских услуг Росбанка Алексей Порхун. Банк организовал первое road show рублевых бондов, представив облигации ЮТК в столице и еще в пяти регионах. “Для “Евросети” мы придумали накопительный счет, позволяющий следить за подготовкой компании к оферте, – добавляет Порхун. – Кроме того, мы стали практиковать персональные встречи с ведущими аналитиками”.

“Год был непростым” – так начинаются почти все аналитические обзоры, посвященные долговому рынку в 2004 г. Рост котировок в I квартале сменился в апреле затяжным падением, не прекратившимся до начала летних отпусков. Но самым большим потрясением для инвесторов и эмитентов стал банковский кризис, указывает аналитик “Атона” Алексей Ю. Из-за проблем с ликвидностью банкам пришлось серьезно сократить свои портфели ценных бумаг.

Рынок начал восстанавливаться лишь в конце августа, когда первым на аукцион вышел “Центртелеком”. За ним последовали и другие эмитенты. В декабре российские компании впервые за всю историю рынка привлекли внутри страны более $1 млрд за месяц.

За год, по данным питерского агентства CBonds, рынок пополнился 88 выпусками корпоративных бондов на 142,4 млрд руб. В 2003 г. успехи были гораздо скромнее – 92 выпуска, но всего на 82,7 млрд руб.

Предновогодний всплеск размещений, как следует из очередного рейтинга CBonds, заметно изменил расстановку сил среди организаторов. Прежние лидеры – “Траст”, Райффайзенбанк и МДМ-банк – оказались за пределами первой десятки. Член совета директоров “Траста” Николай Фетисов ссылается на снизившуюся привлекательность организации выпуска рублевых бумаг. Комиссия за услуги упала до 0,4%, поясняет он, и “Траст” сконцентрировался на выпусках валютных бондов, где можно заработать 0,75–1,25% от объема размещения. В следующем году мы вернемся, обещает Фетисов. А начальник отдела инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Павел Гурин отмечает, что в прошлом году банк организовал выпуски примерно на ту же сумму, что и в 2003 г., но первые строчки в рейтингах предопределили крупные займы, которые Райффайзенбанк не организовывал.

Дружелюбие к инвесторам принесло ощутимые плоды – Росбанк обошел Внешторгбанк, лидера первого полугодия. Впрочем, зампред правления ВТБ Алексей Акиньшин к рэнкингу относится спокойно: “Мы нормально отработали. Все, что хотели, сделали, а победа для нас – не самоцель”.

Но Акиньшин полагает, что удерживаться на пьедестале будет труднее. До сих пор организацией рублевых выпусков занимались в основном российские банкиры, напоминает он, а теперь зашевелились и иностранцы. В числе ведущих организаторов кроме уже засветившегося в этом бизнесе Ситибанка оказалась российская “дочка” J.P. Morgan Chase, вместе с “Вэб-инвест Банком” разместившая три выпуска облигаций “Российских железных дорог” на рекордную сумму 12 млрд руб. Но Порхун не видит угрозы в приходе иностранных банкиров. Они будут выводить на рынок разве что “голубые фишки”, полагает он, да и то в партнерстве с российскими коллегами.

Впрочем, за позиции Внешторгбанка Акиньшин не опасается. Ведь в банке, по его словам, профессиональная команда и значительные собственные средства, которыми банк может поддержать практически любую сделку. У Росбанка достаточно собственных ресурсов, отмечает Порхун, но мы используем их в последнюю очередь, делая ставку на максимально широкий круг рыночных инвесторов.