ГЛОБАЛИСТ: Экономика-рантье


Экономический бум Буша – Гринспэна поддерживается главным образом массовым вкачиванием баксов в мировую экономику. С 2000 г. Америка “подарила” миру около $2,5 трлн, и, по прогнозам Economist Intelligence Unit, к 2010 г. дефицит ее текущего баланса увеличится еще на $3 трлн. Пользуясь тем, что доллар является резервной валютой, США попросту печатают бумагу, которой оплачивают свой огромный импорт.

Однако у этой политики есть свои позитивные аспекты. Сегодня в мире существует значительный перевес производства над спросом. Без искусственного стимулирования спроса в США международной экономике грозил бы кризис. Зато избыток долларов, во-первых, позволяет Китаю, Индии и прочим странам развиваться, а во-вторых, так как доллары оседают в валютных резервах центробанков, стабилизирует мировую финансовую систему. Странам-экспортерам есть прямой резон субсидировать американский спрос.

Иной вопрос, хорошо ли это для самой Америки. Использование доллара Вашингтоном как основного движка экономики делает США экономикой-рантье, т. е. такой, которая финансирует потребление за счет невосполняемой амортизации существующих активов. Сырьевые экономики, где государство собирает ренту с добычи природных ресурсов и распределяет ее среди граждан, являют собой пример таких экономик.

Американская монополия на резервную валюту сравнима с монополией на добычу золота. Испания, кстати, фактически имела такую монополию после завоевания Америки и тоже ею злоупотребляла, выбрасывая в мировую финансовую систему – и обесценивая – новые запасы золота. Доллар, однако, поддерживается не только статусом резервной валюты, но и самой экономикой США, производящей треть мирового ВВП. Поэтому, когда доллар падает, иностранцы начинают дешево скупать американские активы – акции, недвижимость, предприятия. Поскольку финансовых и реальных активов тут на многие триллионы, то распродажа может длиться долго. И хотя валютный рынок уже давно и мощно перенасыщен долларами, доллар все же держится довольно твердо.

Тем не менее экономика-рантье гибельна, прежде всего, для самих же рантье. На выкачиваемые доллары те страны, которые их получают, создают у себя гибкую, прогрессивную, продуктивную экономику. А экономика страны – экспортера капитала постепенно загнивает. Более того, доллары в руках этих быстро развивающихся стран являются своего рода векселем, на который они могут приобрести себе то, что им не хватает дома, например технологические ноу-хау.

Американские активы имеют ценность лишь постольку, поскольку экономика США продуктивна. Заметим, что даже при дорогом долларе в конце 1990-х гг. европейские фирмы яростно скупали американские компании. Теперь же, даже после того как доллар обесценился, спрос на них упал.

Но это еще полбеды. Успешная индустриальная экономика подразумевает определенный эгалитаризм, демократию и наличие образованного, предприимчивого среднего класса. В экономике же рантье деньги – вопрос доступа. Поэтому сырьевые экономики обычно имеют сильное государство, обширную бюрократию и большой разрыв между богатыми и бедными. Ну а чтобы шейхи или спецслужбисты могли тихо пилить ренту, демократия не только не нужна, но и вредна.

Стоит ли удивляться, что, постепенно становясь экономикой-рантье, Америка все больше приобретает политические черты подобных своих сестер.