Экспорт “Сибнефти” пойдет через Вену


Большинство российских нефтяных компаний предпочитают регистрировать своих трейдеров в Европе, чаще всего в Швейцарии. Например, “ЛУКОЙЛ” и “ЮКОС” прописали своих трейдеров – LITASCO и Petroval – в Швейцарии. До 2000 г. там находился и основной трейдер “Сибнефти” – Runicom, который, по словам представителя “Сибнефти” Алексея Фирсова, был “внешним трейдером компании”. Из-за Runicom “Сибнефть”, ее президента Евгения Швидлера и основного владельца Романа Абрамовича теперь преследует ЕБРР, пытаясь взыскать с них $17,5 млн, которые ему якобы задолжал Runicom. ЕБРР пытается доказать, что “Сибнефть”, Абрамович и Швидлер фактически управляли Runicom. Но с 2001 г. “Сибнефть” экспортирует всю нефть через зарегистрированную на Британских Виргинских островах Sibneft Oil Trade Company.

А вчера “Сибнефть” сообщила, что зарегистрировала в Вене нового трейдера с таким же названием – Sibneft Oil Trade Company. Фирсов сказал “Ведомостям”, что эта компания на 100% принадлежит “Сибнефти”, будет консолидирована в ее отчетности и будет экспортировать всю нефть “Сибнефти”, которая раньше проходила через одноименный офшор. Назвать причины переезда трейдера Фирсов отказался.

“Офшоры теперь не в моде, и серьезные компании отказываются от регистрации на островах из-за высоких рисков”, – отмечает Валерий Тутыхин из “Джон Тайнер и партнеры”. “К островным компаниям меньше доверия, – подтверждает сотрудник российской нефтяной компании, – теперь все стараются переехать в Европу, видимо, переезд трейдера “Сибнефти” тоже связан с имиджем”.

Но выбор Австрии удивил и трейдеров, и юристов. “Я не слышал, чтобы кто-то [из нефтетрейдеров] регистрировался в Австрии, она не считается модной страной для регистрации трейдеров, – говорит сотрудник одного из трейдеров, – большинство таких компаний базируются в Швейцарии, здесь удобно – рядом другие трейдеры, банки, обороты”. Традиционными странами для трейдеров считаются Швейцария, Нидерланды, Люксембург, добавляет Эдуард Кучеров из “Бейкер Тилли Русаудит”.

“Выбор Австрии мог быть связан с желанием кредитоваться по более низким ставкам через австрийскую “дочку”, – рассуждает Кучеров. “Возможно, некий [местный] банк мог предложить выгодное обслуживание при условии, что договор будет с австрийской компанией”, – добавляет вице-президент Tax Consulting Вадим Поляков.

Кроме того, Австрия – одна из немногих стран Европы, где можно оговорить с налоговой службой часть прибыли, с которой будет уплачиваться налог внутри страны, отметил Тутыхин. “Такая схема позволяет платить значительную часть прибыли вне страны, в тех же офшорах, ведь ставка налога на прибыль в Австрии почти 35%”, – поясняет эксперт.

Регистрация компании в Австрии зачастую используется для налогового планирования, говорит Фридрих Шванк, управляющий партнер австрийской юридической фирмы Dr. F. Schwank. “Если у такой компании есть зарубежные подразделения, дивиденды, которые она получает с их прибыли, не облагаются налогом”, – поясняет он. Нет в Австрии налога и на исходящие дивиденды, добавляет Кучеров.

Фирсов отказался комментировать все эти версии, подчеркивая, что “Sibneft Oil Trade не имела никакого отношения к Runicom и ее переезд не связан с иском ЕБРР”. В ЕБРР от комментариев отказались, но источник, близкий к банку, не связывает переезд трейдера с процессом вокруг Runicom. “Если аффилированность этой компании и “Сибнефти” будет доказана, не важно, где будет зарегистрирована ее “дочка”, – поясняет он.