Народ обвиняет правительство


Хотя в непосредственном участии в акциях протеста признаются меньше 1% опрошенных “Левада-центром”, о поддержке протестующих заявляют больше 40% россиян (в августе прошлого года таких было лишь 29%). Сама по себе реформа не нравится еще большей доле опрошенных – 57%.

Нет претензий к закону и его реализации лишь у 13% опрошенных ВЦИОМ. 38% опрошенных им россиян убеждены, что реформа “с самого начала носила антинародный характер”, а на 1% меньше – что закон в целом хороший, но реализовать его так, как было задумано, пока не получается. Число считающих реформу “продуманной” и “подготовленной”, по данным “Левада-центра”, за полгода сократилось вдвое: сейчас так считают всего 13% против 27% в сентябре 2004 г.

Но по словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, в ходе качественных исследований (фокус-групп), которые проводила его компания, многие признавались, что “закон-то хороший, монетизации бы побольше”. Льготы – не самая насущная проблема для россиян: хотя тема монетизации в той или иной степени волнует 2/3 опрошенных, о негативном влиянии на свою жизнь говорят лишь 49%, приводит свои данные Федоров. При этом, например, повышение коммунальных платежей вызывает недовольство у 92% россиян, а переход к платному образованию – у 75%.

Президент Владимир Путин, совещаясь с членами правительства 17 января, обвинил “правительство и руководителей регионов” в том, что те “не до конца выполнили задачу” не допустить ухудшения положения тех, кто нуждается в государственной помощи. А министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, выступая 21 января перед депутатами Госдумы, покаялся, что правительство проявило излишнюю самонадеянность, рассчитывая, что регионы сами справятся с заменой натуральных льгот деньгами.

У россиян свое мнение по этому поводу. Главным виновником обострения социальной напряженности они считают “правительство в целом” (38% по данным “Левада-центра”) и лично президента (23%). Еще 14% винят персонально “отдельных министров, готовивших закон”. Региональные и местные власти – на последних местах (по 5%).

“Убедить население, что виноваты губернаторы, пока не получается”, – констатирует замгендиректора Левада-центра Алексей Гражданкин. – Вину возлагают на тех, кто запустил механизм реформы и был в последнее время на виду”. Федоров объясняет распределение мест в “рейтинге виноватых” тем, что за экономику отвечает именно правительство. Президент же, говорит он, не стал уходить в тень и отказываться от поддержки монетизации. “А раз реформа в целом вызывает негативную реакцию, то и ему досталось”, – полагает социолог.

Гражданкин, напротив, считает, что публичное выступление президента, в котором он назвал виноватыми губернаторов и министров, помогло ему не растерять рейтинг. В январе о негативном отношении к действиям президента заявляли на 4% чаще, чем месяцем раньше: 32% опрошенных Левада-центром. “Мы ожидали, что падение будет более заметным”, – говорит Гражданкин.