Бенефис Жукова


Жуков собирается затронуть налоговую тему, выступая на консультативном совете по иностранным инвестициям в Давосе. Об этом “Ведомостям” рассказал член российской делегации. По его словам, свое мнение чиновник уже озвучил неделю назад, когда вместе с министром финансов Алексеем Кудриным встречался с президентом Владимиром Путиным.

Как говорится в пояснительной записке, с которой Жуков ходил в Кремль, правительство готово гарантировать бизнесу неизменность налоговых ставок. Специальные поправки планируется внести в Налоговый кодекс. Предполагается также предусмотреть “механизм компенсации инвестору дополнительных затрат, возникающих в случаях неблагоприятных изменений” налоговых норм. Суть идеи такова. Ставка налога и порядок его сбора – количество требуемых документов, сроки уплаты и т. д. – будут закреплены на определенный срок, объясняет один из разработчиков предложений. По части налогов можно фиксировать только ставку, а по каким-то – порядок уплаты. Механизм возможной компенсации пока не разработан.

“Стабильность налоговых условий – это то, чего все ждут, – говорит исполнительный директор волжского филиала SUN Interbrew Виктор Сухинов. – История с “ЮКОСом” просто выбила почву из-под ног, бизнесу очень важна предсказуемость”. “Главное – даже не фиксация ставок, а стабильность налоговых процедур, от которых предприятия страдают гораздо сильнее”, – отмечает исполнительный директор Российской ассоциации налогового права Александр Бутурлин. Гарантировать неизменность налоговых условий в течение как минимум трех лет с начала деятельности компании предлагал и председатель совета директоров “Сибмашхолдинга” Юрий Коропачинский в письме, которое он несколько дней назад прислал в Минфин и Минэкономразвития.

Впрочем, будущие исполнители отнеслись к предложениям чиновников настороженно. “Правовых методов сделать налоговые условия по-настоящему стабильными нет”, – считает председатель экспертного совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. Любой федеральный закон можно без труда переписать: например, в 2002 г. был принят закон об отмене с 2004 г. налога с продаж, но это не помешало бурно обсуждать, не сохранить ли его, напоминает эксперт. По его мнению, законсервировать ставки не значит дать гарантии налогоплательщику. “Что толку в том, чтобы зафиксировать 13%-ную ставку подоходного налога, если Госдума в любое время может расширить налоговую базу, например отменить один из вычетов?” – объясняет Орлов и добавляет, что это действие не требует политической воли.

Механизмы гарантии есть и в нынешних законах, напоминает начальник отдела координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы Минфина Сергей Разгулин. Нормы о неизменности налогового режима для инвесторов закреплены в законах об иностранных инвестициях и об инвестициях в форме капвложений. Конституция запрещает задним числом вводить любые налоговые изменения, если они ухудшают положение налогоплательщика. “Но эти нормы не всегда соблюдаются, – разводит руками Разгулин. – Не думаю, что что-то радикально изменится, если изменят Налоговый кодекс”.

Немало сомнений и у самих инвесторов. Налоговый менеджер крупной иностранной компании, ведущей производство в России, не верит, что правительству удастся прописать в законе возможность компенсации потерь. Потери инвестора можно оценить только в индивидуальном порядке и исключительно через суд. “Что произойдет с судами, если все налогоплательщики разом обратятся за оценкой убытков при повышении налога?” – рассуждает предприниматель.