IN VINO VERITAS: Сделано в ЮАР
В Южной Африке все наоборот. Вода в раковине cмывается, закручиваясь против часовой стрелки, урожай винограда собирают в январе – феврале, а лучшим годом считается тот, когда были дожди и не так жарко.
Солнце здесь беспощадное, но два океана, соединяющие свои воды в районе мыса Доброй Надежды, спасают и землю, и людей, и плоды их труда от жестокого зноя. Холмы и горы в окрестностях Кейпа образуют собой коридоры, продуваемые морским ветром. Эти долины, где ночная температура намного ниже дневной и где есть возможность выращивать виноград на высоте нескольких сотен метров, сейчас привлекают самое большое внимание виноделов.
Вопреки нашему стереотипному представлению, виноделие Южной Африки имеет более чем 300-летнюю историю. Однако серьезные качественные изменения произошли в нем лет десять назад. Волны глобального интереса к вину, поднявшиеся в середине 80-х гг., разнесли представителей именитых винных домов Европы по всему миру.
Некоторые из них к середине 90-х добрались и до ЮАР. И уже на конец 90-х приходятся первые урожаи нескольких новых амбициозных проектов южно-африканского виноделия и закладка виноградников в районах, которые раньше всерьез не рассматривались.
Сегодня ЮАР – это не просто далекая страна, вина которой надо попробовать ради удовлетворения экзотического интереса. Это большой интерес, ради которого Руперты объединились с Ротшильдами в совместное винодельческое хозяйство. Это конец света, куда несколько раз в год, ради трех разных проектов, приезжает Ален Муэкс, представитель одной из самых элитных бордоских семей. Это возможность для творческого поиска Тибора Галла, знаменитого венгерского винодела, создателя Орнелайи, который совместно с бароном фон Эссеном исследует здесь особенности формирования в вине длинных полифенольных цепочек, сиречь букета.
Ради реализации самых смелых идей в ЮАР не так давно была отменена система квотирования. Она являлась наследием прошлого кризиса перепроизводства в середине ХХ в и, в частности, подразумевала протекционизм кооперативов (гарантированные минимальные цены за виноград любого качества) и запрещала расширение площади виноградников. Теперь виноделы получили свободу, но оказались в условиях рыночной конкуренции – особенно жесткой в период теперь уже мирового перепроизводства вина.
Местное потребление вина в ЮАР выбирает чуть более 50% от производства. Однако менталитет здешнего среднего класса не позволяет тратить на вино больше $30 в неделю. Черное население пьет много бренди и водки, тоже не в первую очередь воспринимая вино как символ социального роста. Великобритания и Голландия, традиционные, но, увы, консервативные рынки южно-африканского экспорта, сейчас переполнены винами из не менее динамичных стран Нового Света. А для растущих рынков типа России или Китая надо искать новые маркетинговые, имиджевые и гастрономические решения.
Впрочем, чтобы не найти этих решений для вин из столь колоритной страны, надо быть уж очень ленивым продвиженцем. ЮАР – родина барбекю, край великолепной дичи и морепродуктов, страна веселого черного джаза и диковатых этнических танцев. Земля, которая омывается холодным Атлантическим и теплым Индийским океанами, на которой живут умные и красивые люди.