Осторожно: реставрация!


Бум на старые особняки начался в Америке с ремонта ветхих фасадов и крыш. Теперь же жильцы стремятся обновить и старинный интерьер. Они отдают на реставрацию антикварную мебель и произведения искусства. По всей стране реставраторы возвращают блеск потускневшим чайным сервизам, штопают рваные ковры и чинят старинную мебель.

Элизабет Томпсон уже наполовину обновила интерьер своего особняка в Бойнтон-Бич (штат Флорида), когда ей в голову пришла идея позвать реставратора мебели. Она хотела, чтобы тот немного подправил письменный стол ее мужа в стиле эпохи Регентства XIX в. К ее ужасу, мастер объявил, что время и погода неповинны в появлении трещин и вздутий на поверхности стола.

Это результат сделанной несколько лет назад реставрации. “Предыдущая починка совершенно уничтожила этот стол. Теперь он стоит гораздо меньше”, – расстраивается Томпсон. Она утверждает, что раньше стол оценивали в шестизначную цифру. “Мне пришлось нанять мастера, который исправил последствия работы прошлого реставратора”, – жалуется женщина.

Хелен Хуп, художник-реставратор из Далласа, говорит, что реставрационный бизнес растет на 10% ежегодно. А Эли Риос, нью-йоркский реставратор мебели, уверяет, что у него много заказов от молодых людей. “Такое впечатление, что клиенты восстанавливают мебель своих бабушек, а не покупают новые вещи”, – замечает он.

Однако претенциозные попытки вернуть антиквариату былой блеск заканчиваются очень печально. Вещь резко падает в цене. Так, в 2003 г. редкий бостонский комод округлой формы 1770-х гг. ушел с молотка за $1,5 млн. Он был очищен от старых слоев лака и заново выкрашен, и у него не хватало оригинальных медных ручек. В прошлом году комод той же эпохи, только с прямыми формами, был продан на аукционе за $2 млн. Разница в том, что он не был отреставрирован. А ведь комоды округлой формы ценятся на рынке куда больше, утверждает Джон Хейс, заместитель председателя совета директоров Christie’s International.

Реставрацию можно сравнить с пластической хирургией, утверждает Виктор Винер, бывший исполнительный директор американской ассоциации оценщиков движимого имущества. “Как много людей совершили эту ошибку и потеряли целые состояния!” – сокрушается он. К примеру, первое издание Эрнеста Хемингуэя со страницами, залатанными с помощью скотча или клея, будет стоить на сотни долларов дешевле, чем потрепанное, невосстановленное издание того же автора, поясняет Уилтон Уиггинс, реставратор книг из Санта-Фе.

За свою работу мастера берут в среднем от $65 до $650 в час. Реставрация картины зачастую стоит дороже, но все зависит от размера полотна и масштабов работы. Вот несколько советов экспертов в отношении реставрации разных предметов старины.

Драгоценности

Надо несколько раз подумать, прежде чем сдавать в реставрацию фамильные драгоценности. Не стоит помещать их в современные оправы или изменять оригинальный дизайн. Еще 10 лет назад подобные действия не имели бы последствий. Тогда большинство драгоценностей продавались по их реальной рыночной стоимости. В последние же годы на рынке больше всего ценятся украшения, по которым сразу можно сказать, к какой эпохе они относятся. Если придать им современный вид, то их цена упадет.

Может навредить даже частичная реставрация. К примеру, многие уменьшают диаметр колец, браслетов или ожерелий. В результате с украшения исчезает оригинальная подпись ювелира, что на тысячи долларов сокращает его стоимость. Так, несколько лет назад на аукционе Christie’s продавали два одинаковых бриллиантовых браслета. Но один был меньше другого, и на нем не было микроскопического штампа Cartier. Оригинальный браслет со штампом ушел за $40 000, а браслет без штампа был продан всего за $22 000.

Мебель

Здесь не существует четких правил. Поэтому лучше сначала проконсультироваться у профессионала и только потом отдавать мебель в реставрацию.

Любители раннеамериканского стиля ценят потемневшие от времени гарнитуры, а собиратели европейского антиквариата, наоборот, предпочитают отполированные вещи. И все же лампа в стиле Тиффани, которая изначально стоила $100 000, может сильно проиграть в цене, если слишком блестит. Ее оценят не более чем в $50 000. Коллекционерам не нравится, когда ножка лампы сияет как новенькая.

На деревянных гарнитурах XIX века можно без проблем менять обивку. Их стоимость вряд ли сильно упадет, потому что в мебели больше всего ценится работа резчика по дереву. Тем не менее не стоит заново обивать гарнитуры XX века, если они сделаны известными дизайнерами. Здесь материал – часть дизайна.

В целом надо осторожно относиться к реставрации любых предметов ручной работы, советует Лесли Кено, директор американского подразделения Sotheby’s. Если вещь все-таки попала в руки реставратора, то надо оставить нетронутой ее заднюю, нефасадную сторону. “Так владельцы антикварной мебели не будут введены в заблуждение и увидят, как гарнитур выглядел изначально”, – говорит он. “Я люблю потемневшую от времени мебель. Мне нравится дух старины, – высказывает свою точку зрения нью-йоркский коллекционер Бет де Вуди. – Если вещь изготовлена определенным резчиком или известным дизайнером, то стоит только удалить подпись мастера, как ее цена упадет”.

Ковры, стеганые одеяла и текстиль

Антикварные дилеры советуют отдавать в починку потемневшие от времени, порванные и потертые персидские ковры. Если новые нити хорошо подогнаны к старым, реставрация продлит жизнь ковра и не скажется на его цене. Обычно подобные работы обходятся в сумму от $70 до $100 в час. Однако не стоит штопать шерстяные одеяла в стиле индейского племени навахо и стеганые одеяла в амишском стиле.

В целом текстиль оценивают по его исторической значимости или раритетности. Поэтому реставрировать его не рекомендуется. В починку можно отдавать только декоративный текстиль. Нью-йоркский реставратор текстиля Пэтси Орловски рассказывает, что однажды ей пришлось сильно огорчить одного клиента, который зашил свои старые одеяла и флаги. В нетронутом виде они могли бы стоить тысячи долларов. Вместе с тем выведение пятен может помочь продать вещь подороже. Правда, при этом важно не повредить ткань.

Изделия из серебра

В последние годы появились новые технологии полировки серебряных монет. Однако Роберт Эретц, нью-йоркский оценщик ювелирных изделий, советует ими не злоупотреблять. К примеру, большой популярностью пользуется процедура погружения серебряных предметов в ванночку со специальным химическим составом. Однако после нее на монетах остается белесый налет и они перестают блестеть, добавляет Джин Слоан, руководитель отдела продажи серебра Christie’s.

Рискует и тот, кто очищает антикварное серебро в полировальной машине. Чаще всего к этой процедуре прибегают ювелиры, занимающиеся шлифовкой. По словам Слоан, шлифовальное колесо слишком хорошо полирует старинные серебряные вещи. Можно подумать, что их изготовили только вчера. “Вы уничтожаете следы времени, и вещь сияет как новенькая. Это настоящая катастрофа”, – предостерегает она. Лучше полировать серебряную утварь старым, бабушкиным способом, чистя ее зубной пастой или зубным порошком. Процедура отнимает время, но дает хороший результат. Если не хочется прилагать много усилий, можно просто промыть серебряные предметы водой, протереть их мягкой тряпочкой и один раз в год вручную отполировать.

Картины

Реставрация предметов искусства приветствуется. Ведь картину оценивают с эстетической точки зрения. Восстановленное полотно может даже вырасти в цене. Важно только, чтобы слой новой краски или лака легко снимался.

И все же в иных случаях отреставрированные картины отвращают покупателей. К примеру, музеи не любят покупать подобные полотна. Они предпочитают реставрировать их самостоятельно.

Для реставрации картин нужно обязательно подыскать подходящего мастера, специалиста по данной эпохе и данному типу работ. Труднее восстанавливать предметы современного искусства, нежели старины, так как в них используются более сложные материалы, утверждает Марк Леонард, руководитель отдела реставрации картин художественного центра Гетти в Лос-Анджелесе. “Стоит только нанести немного лака не в том месте, и вещь испорчена. Старые мастера более неприхотливы”, – заключает он. (WSJ, 14.01.2005, Мария Подцероб)