Акционеры дают не только деньги


Для Джо Страццы, основателя WinMill Software Inc., сделка была выгодной. В 1994 г., когда его компания только начинала работать, он решил обменять часть своей доли на свежий капитал. За шесть следующих лет он собрал $3 млн и сократил свою долю акций с 40% до 20%. Инвесторы, в основном друзья и родственники, стали партнерами с ограниченной ответственностью и получили право на дивиденды, а также на определенную часть денег в случае продажи компании. Их инвестиции способствовали росту предприятия Страццы: теперь в нем работало не три человека в одной комнате, а 180 в четырех разных городах.

Поначалу, пока дела шли хорошо, отношения с инвесторами складывались прекрасно. В 2000 г. доход компании составил $24 млн. Но к концу 2000 г., когда компьютерная отрасль пришла в упадок и дела фирмы пошатнулись, инвесторы решили не сидеть сложа руки. Они стали давать ценные советы и даже критиковать.

Без прав

Их можно понять, ведь вложить деньги в акционерный капитал – это не то же самое, что предоставить заем. Инвесторы WinMill имели право лишь на дивиденды, а получить обратно основной капитал могли только после продажи компании. Они также не имели права продать акции без разрешения совета директоров. Некоторые из инвесторов просили вернуть деньги, но им было отказано, так как, по словам Страццы, акции компании не были достаточно ликвидными.

Инвесторы имели право высказывать свое мнение, но стратегические решения в компании принимали менеджеры WinMill. Кое-кто из инвесторов пытался повлиять на решения менеджеров. Но Страцца, который остается держателем самого крупного пакета акций, говорит, что в большинстве случаев инвесторам не удалось навязать свое мнение.

В прошлом году доход WinMil составил всего $7 млн, а персонал пришлось сократить до 55 человек. Вдобавок ко всему инвесторов постигло еще два разочарования: WinMill перестала выплачивать дивиденды и отвергла предложение о покупке, поступившее от более крупной компании. Как рассказывает Страцца, один из инвесторов, недовольный тем, как работает руководство компании, недавно 45 минут орал на него по телефону.

“Люди говорят, что верят тебе и ты им нравишься, – говорит он. – Но когда дела идут плохо, начинаешь понимать: на самом деле их интересовали только деньги”.

Финансирование путем выпуска акций может привести к целому ряду проблем с владением компанией. Годы могут уйти на то, чтобы определить структуру собственности с юристами, бухгалтерами и банкирами. Среди всего прочего нужно не забыть об ограничениях на продажу или передачу акций, чтобы инвестор не смог продать свою долю конкурирующей фирме.

Специалисты по инвестициям утверждают, что предприниматель должен обдумать все “за” и “против” такого вида финансирования еще в момент составления бизнес-плана. Лучше сразу определиться с ролью, которую инвесторы будут играть в компании: финансировать рост компании, давать рекомендации или формулировать стратегию развития.

Скупой рынок

Решить все заранее важно, потому что рынок инвестиционного капитала сейчас очень узок. Сложнее всего привлечь инвестиции в размере от $250 000 до $5 млн, утверждает Национальная ассоциация инвесторов малого бизнеса.

Инвестиции свыше $5 млн в основном предоставляются венчурными компаниями, чья деятельность не лицензируется и не регулируется государством. Сфера их интересов – мелкие компании в Калифорнии и Массачусетсе. С 1994 до 2002 г. фирмы этих двух штатов получили 52% всего капитала от венчурных компаний.

Дайна Деккер, предприниматель из Калифорнии, нашла инвесторов среди своих знакомых. Чтобы собрать средства для компании по производству свечей Lumetique Inc., она в 2001 г. продала 6% акций 10 инвесторам, в основном друзьям и родственникам. Три года спустя, все еще занятая составлением бизнес-плана, Деккер решила продать еще 4% акций так называемой компании-ангелу Angel Strategies LLC из города Тустин, Калифорния. Такие компании помогают молодым фирмам, находящимся на ранних стадиях развития, деньгами и советом до того, как ими начинают интересоваться венчурные капиталисты.

По утверждениям Деккер, никто из инвесторов не вмешивается в дела компании и не дает ненужных советов. Но она не теряет бдительности и старается не выпускать бразды правления из своих рук. К предстоящим праздникам компания надеется продать первую партию особенных нечадящих свечек. Деккер надеется, что в следующем году доход компании составит около $1,5 млн.

Промежуточная сделка

Предприниматели, которые заинтересованы в привлечении инвесторов, но не хотят делиться своей властью в компании, могут прибегнуть к так называемому промежуточному финансированию – комбинации долгового и долевого финансирования. Промежуточное финансирование представляет собой одну из форм займа, предоставляемого частной компанией. Процентные ставки по нему выше, так как в случае банкротства компании такой заем будет выплачен после банковского. Промежуточное финансирование удобно для маленьких компаний, так как позволяет получить сумму большую, чем может предоставить банк, но в то же время владельцам компании не приходится делить власть с акционерами.

Когда в 2002 г. Джефф Джакобер, глава компании MedPort Inc, решил расширяться, он прибег к промежуточному финансированию.. В конце концов Джакобер получил $1,5 млн через промежуточное финансирование. Деньги предоставила компания Ironwood Capital, частный инвестиционный фонд из города Эйвон в штате Коннектикут. Теперь у Ironwood Capital есть возможность через пять лет получить 5% акций компании.

“У нас не было особого выбора, поэтому мы обратились в Ironwood, – говорит Джакобер. – Но мы точно знали, что не хотим уступать значительную часть бизнеса”. (WSJ, 24.01.2005, Полина Михалева)