Художник Ленина не обидит


Выставка в ленинском музее не удручит редкого зрителя. От главной экспозиции первого выпуска Московской международной биеннале современного искусства ждали многого и чего угодно: эпатажа, провокации, радикализма, даже непристойности. Но художники нового поколения, собранные кураторами со всего мира, оказались робкими и прилежными, не стремящимися выкрикнуть свое слово, а твердящими азы более старших и успешных коллег по contemporary art. В общем, выставка напомнила, что новое в искусстве молодые говорят не так часто, как этого от них ждут.

Сегодня молодым быть легко – мир помешан на новизне и обожает потреблять, публика ищет свежих и острых впечатлений, в том числе и художественных. Каждого, в ком прозревают хоть немного таланта и самостоятельного мышления, серьезные кураторы готовы за ручку выводить на художественную сцену, как успешные менеджеры готовы продвигать новый товар на рынок. Очевидно, что Джунг Нгуен-Хацушиба, родившийся во Вьетнаме и работающий в Японии и США, со своими дивной красоты видеофильмами, снятыми под водой, скоро войдет в истеблишмент современного искусства. А те молодые художники, кто к красоте не стремится, – и таких на выставке большинство – наверняка отыщут свое теплое нонконформистское место, ведь предшествующие поколения уже всем доказали, что мусорные инсталляции и детские рисунки на стенах можно считать художественным произведением. Такова жизнь, и новых сильных открытий на каждую биеннале, которые в мире стремительно множатся, не отыщется. Так что, может, и нечего на кураторов пенять – вот такое оно сегодня, молодое современное искусство.

Особое впечатление от этой московской экспозиции создает только место, в котором она проходит. Кураторы ставили на Музей Ленина как на символ – и не ошиблись. Обшарпанный и покинутый жизнью советский музей соединился с неокрепшим международным искусством, как любовно уживаются маргинал с маргиналом, как неопрятная старость поддерживает неустроенную юность со скромными желаниями и смутными перспективами. Молодые художники призрак Ленина не только не оскорбили, но, как могли, с добрым чувством уважили.

А за сильными и позитивными художественными впечатлениями лучше идти не в музей на Красной площади, а в Музей архитектуры, где находится вторая площадка биеннале, и в Московский дом фотографии, который по случаю возродил свое второе, никак не приживающееся название Мультимедийный комплекс актуальных искусств. Там сомневающиеся убедятся, что современное искусство может быть и респектабельным, и зрелищным, и приятным, и просто большим искусством.

Французский художник Кристиан Болтански был приглашен на биеннале в качестве классика и в очередной раз подтвердил свою немного подзабытую высокую репутацию. В руинированном флигеле архитектурного музея он из старых пальто, самовара и продавленного дивана разыграл высокую трагедию под названием “Призраки Одессы”, посвященную памяти предков.

Главный козырь проекта “Вторжение”, организованного к биеннале Московским домом фотографии при спонсорской поддержке компании Motorola, – израильтянка Михаль Ровнер. Ее видеофрески с движущимися на снегу двумя людскими толпами, то соединяющимися в дружественный танец, то образующими пугающую черную агрессивную массу, завораживают тревожным ритмом и озадачивают скрытыми метафорами. А инсталляция с чашками Петри в Музее архитектуры, где людской хоровод спроецирован в лабораторную посуду и выглядит как танец красочных бактерий под микроскопом, изумляет изощренностью замысла и технической безупречностью (никак не понять, как это сделано).

Окружение Ровнер во “Вторжении” тоже выглядит хорошо. Художник и моряк Александр Пономарев с экрана дует на полторы сотни компасов, которые тут же меняют показания. Гриша Брускин из воспоминаний родителей и семейных фотографий сделал красивый и сентиментальный проект. Подростки в позах героев классического искусства ведут войну на просторах неведомой земли на компьютерном полотне “Последнее восстание”, созданном группой АЕС+Ф. Лайт-боксы с фотографиями Ольги Чернышевой представляют колючую ограду дачных участков как утонченный художественный объект.

Жизнь современного искусства продолжается. На биеннале все же разразился скандал – группа верующих обратилась в прокуратуру с обвинением выставки “Россия-2” в оскорблении чувств верующих. Похоже, Марат Гельман, эту выставку организовавший, скандалу только рад. Он уверен, что наконец сумеет выиграть процесс и отучит ходить верующих на выставки нечестивых.