СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: В поисках бизнес-школы


Исследование, проведенное в 2004 г. компанией Begin Group, показывает, что российские абитуриенты отправляют документы в среднем в 3–4 бизнес-школы. Наиболее популярны среди россиян программы общего и стратегического менеджмента. В то же время содержание программ и место школы в международных рэнкингах являются основными факторами при выборе россиянами программы МВА (соответственно 40% и 25%). Меньше всего будущие студенты из России интересуются, с кем им предстоит учиться (5%).

Например, во французской школе INSEAD на программах full-time учится 19 русских слушателей, их средний возраст 29 лет. И еще четыре участника из России на программе ЕМВА. Каждый из них имеет большой управленческий опыт. По словам представителя школы, помимо развитых аналитических навыков, студенты из России демонстрируют эмоциональную зрелость и отличные навыки межличностного общения.

Большой популярностью среди российских абитуриентов пользуются американские программы МВА, ведь именно в этой стране на данный момент располагается самое большое число бизнес-школ.

Большинство университетов и школ США набирают слушателей один раз в год – в начале осени. Прием документов от абитуриентов начинается еще в январе и проходит в два или три этапа. Подавшие документы в первый этап (т. е. в январе) имеют преимущества, так как в этот период выделяется большее количество мест. Иногда разрешается подавать документы весной и даже летом. Однако в этом случае предложение о зачислении может прийти только в следующем потоке – т. е. еще через год.

Часть американских и большинство европейских школ практикуют другую систему приема документов: rolling deadline – т. е. документы можно подавать в любое время года. Такие школы обычно проводят два набора в год – осенний и весенний.

Каждая бизнес-школа имеет свою политику приема студентов и критерии отбора. Конечно, идеальным вариантом было бы самостоятельное посещение этих школ но, это далеко не всегда возможно. В Москве регулярно организуются выставки бизнес-образования, на которых можно узнать подробнее о западных программах МВА, послушать рассказы выпускников об их опыте поступления и учебы.

Что касается GMAT, то в процедуре сдачи этого экзамена ничего нового не появилось. Следует сказать лишь о повышении его стоимости – теперь за него придется заплатить $250.

Аппликационные формы, анкеты – все необходимые заявления и анкеты содержатся на сайтах бизнес-школ. Вы можете заполнить их он-лайн либо на сайте самой школы, либо через сайты www.embark.com и www.gradadvantage.com.

GMAT и TOEFL. Главная новость для абитуриентов в наступившем году – это планирующееся в сентябре изменение формата TOEFL. По данным Американских советов, главное, что ждет TOEFL, – это введение системы оценки навыков устной речи (секция Speaking), а также появление интегрированных заданий, проверяющих одновременно несколько навыков. Пока не понятно, усложнит это процедуру сдачи экзамена или нет. Преимуществом же можно считать то, что теперь абитуриентам не придется сдавать TSE (Test of Spoken English) – тест, проверяющий владение устной речью. Результаты последнего сейчас требуются от иностранцев во многих университетах.

Эссе. Пожалуй, максимальные сложности у российских абитуриентов вызывает написание эссе. “Для чего вам нужна степень МВА? Почему именно я нужен бизнес-школе?” Держите в уме эти вопросы – и вам, скорее всего, удастся написать приличный рассказ. Главное – суметь соблюсти все строгие требования написания эссе, но в то же время суметь внести в него изюминку – то, что заинтересует приемную комиссию, заставит ее обратить внимание на вашу кандидатуру.

Рекомендации и резюме. Конечно, чем больше рекомендаций и чем они позитивнее, тем лучше. Но при написании необходимо соблюсти ряд требований: должно быть понятно, кем приходится автор рекомендации рекомендуемому (идеальный вариант – если это руководитель солидной фирмы, где вы работаете или работали); в письме должны указываться профессиональные достоинства поступающего, его лидерские качества; рекомендации должны соответствовать тексту эссе и других документов.

Интервью. Главная проблема в том, что некоторые бизнес-школы проводят собеседование исключительно на кампусе, т. е. для этого придется ехать в университет. Однако есть и такие школы, которые проводят собеседование по телефону, что, конечно, намного удобнее. В последнее время все больше бизнес-школ делегируют полномочия по проведению интервью своим выпускникам, которые находятся в стране пребывания абитуриента, что тоже намного менее хлопотно, чем дальняя поездка.