Тренинги вместо МВА


По данным исследования заработных плат и компенсаций рекрутинговой компании АНКОР, в 2004 г. в России средства на обучение и повышение квалификации своих сотрудников выделяют 100% российских и 91% иностранных компаний, работающих на российском рынке. При этом первые на обучение одного специалиста в среднем тратили от $200 до $600 в год, а вторые – от $900 до $1750. Как отмечает Руслан Никифоров, управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group, в России пока еще не так много компаний, которые отправляют своих сотрудников в бизнес-школы. При этом, как правило, такой привилегией пользуются топ-менеджеры. По его словам, так происходит потому, что, “во-первых, не все российские компании научились планировать повышение квалификации своих сотрудников и имеют утвержденный для этих целей бюджет, во-вторых, обучение часто строится по остаточному принципу (“если будут деньги”), в-третьих, не все компании умеют оценивать эффективность инвестиций в образование”.

По данным опроса, проведенного в рамках проекта HRM.ru компании Begin Group, среди 570 менеджеров по персоналу российских компаний в тренинговые компании обращаются 60% организаций. Как отмечает Анастасия Каслина, руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента Begin Group, стоимость “одного дня корпоративного тренинга колеблется от $1500 до $3000, а место для одного сотрудника на открытом тренинге стоит $200–800”, готовность же компании заплатить ту или иную сумму “полностью зависит от отрасли, в которой она работает, численности персонала, наличия филиалов, скорости роста сотрудников, конкуренции за персонал в данной отрасли”.

Никифоров также замечает, что “без учета затрат на организацию обучения, наличие вспомогательной техники, тиражирование материалов и прочих сопутствующих расходов стандартные тренинги (тренинги продаж, переговоров, командообразования и т. д.) стоят в Москве в среднем $1500 за один тренинг в день, тренинги по развитию общих управленческих навыков (ситуационное руководство, делегирование и т. д.) – $1800–2000”.

Марина Рябоконь, директор по персоналу управляющей компании “Пиоглобал”, отмечает, что нередко возникает проблема эффективных коммуникаций внутри компании. Именно для ее решения весь менеджмент прошел четырехдневную программу Looking Glass в тренинговой компании CBSD. “Преимущество этого тренинга в том, что управленческий состав на четыре дня отрывается от повседневной деятельности и фактически формирует новую компанию”, – рассказывает Рябоконь. В первый день на ролевом тренинге, рассказывает она, сотрудники сами выбирают себе должности и решают бизнес-кейсы, основанные на реальной практике. В то же время бизнес-тренеры тщательно наблюдают за каждым менеджером, фиксируют его действия на видеокамеру, и на следующий день проводится детальный анализ работы. Помимо того что после тренинга сотрудники начинают понимать специфику работы коллег из других департаментов, продолжает эксперт, они могут со стороны оценить свои действия в течение рабочего дня, понять и проанализировать ошибки. В результате менеджмент компании начинает говорить на одном деловом языке, а это позволяет значительно улучшить качество и скорость принимаемых управленческих решений.

При этом было бы неправильно считать, что краткосрочные тренинги призваны играть лишь вспомогательную роль в обучении персонала. Например, в компании ТНК-ВР с помощью краткосрочных программ стремятся развивать управленческие навыки руководителей высшего звена. “Программа “Строительство компании мирового уровня” стала первым тренинговым проектом, который европейская бизнес-школа INSEAD разработала специально для России по заказу компании ТНК-BP”, – рассказывает Пол Макморран, директор по кадрам корпорации ТНК-ВP. На занятиях, которые проходили в Москве и в Фонтенбло, участники тренинга анализировали бизнес-кейсы – реальные примеры из опыта компаний нефтегазовой отрасли.

Александр Богаткин, HR-директор группы компаний “Нидан”, согласен с тем, что с помощью краткосрочных программ можно решать и стратегические вопросы. “Топ-менеджмент нашей компании прошел тренинг по программе Lean Thinking (бережливое мышление), основные идеи которой были разработаны в компании Toyota в период тяжелого кризиса, – говорит Богаткин. – На основе системного подхода к управлению, который дается на тренинге, топ-менеджмент компании уже претворяет в жизнь концепцию бережливого производства, которая в прошлом веке позволила японским автомобилестроительным компаниям перевернуть представление о менеджменте и захватить американский рынок”.

Руководство одного из крупнейших в России рекламных агентств – BBDO Moscow решило использовать краткосрочные тренинговые программы для развития у сотрудников агентства творческого мышления. Программа называлась “Критерии оценки креатива” и была создана на материалах анализа рекламных роликов – победителей ведущих мировых фестивалей. Ее автор, израильский консультант из компании Systematic Intensive Thinking Джонатан Доминиц, “попытался определить существующие модели творческого мышления и выделил с десяток таковых”, рассказывает Игорь Кирикчи, исполнительный директор BBDO Moscow. Например, механизм так называемой модели экстремальных последствий заключается в том, что преимущества рекламного продукта доводятся до максимума. Еще один ход. “Что было бы, если бы данного продукта не существовало, – рассказывает Кирикчи. – В целом тренинг был направлен на улучшение качества креатива, что, в свою очередь, невозможно без умения правильно оценивать уровень работы, а также для сближения позиций по этому вопросу с клиентами”. Поучаствовав в программе, сотрудники креативного отдела говорили, что они и ранее догадывались о существовании таких моделей, но тренинг помог им структурировать и систематизировать мышление. Кроме того, теперь сотрудникам проще находить общий язык с клиентами и приходить к единой оценке творческих идей.