Все смешалось на рынке бизнес-образования в ЕС


Самые драматичные изменения грядут во Франции, где существует так называемая двухуровневая система высшего образования. Теперь эта громоздкая система вынуждена трансформироваться под ударами, которые сыплются на нее сразу с двух сторон: одни директивы приходят из ЕС, другие – из правительства Франции, а рынок бизнес-образования, и без того довольно слабый, становится все более беспорядочным.

В 1999 г. многие европейские страны подписали так называемое Болонское соглашение об унификации высшего образования в Европе и введении единой системы дипломов. Кроме того, Болонское соглашение предусматривает разделение пятилетних учебных программ в университетах и колледжах на две ступени. По окончании первой студент получает диплом бакалавра, а второй – магистра, причем студенты, получившие степень бакалавра в одном университете, могут продолжить обучение в другом. Франция подписала это соглашение одной из первых.

При этом во Франции традиционно существуют два вида высших учебных заведений. Первый – университеты, доступные всем, кто способен сдать экзамен. Второй – Grandes Ecoles (“высшие школы”), привилегированные заведения, специализирующиеся всего в двух областях, а именно в техническом образовании и бизнесе. В университетах болонскую схему реализовать достаточно просто, однако в 35 существующих Grandes Ecoles действует особый порядок: чтобы получить диплом по специальности “управление бизнесом”, нужно для начала два года отучиться в подготовительном учебном заведении, а затем еще три собственно в бизнес-школе. Подразумевается, что степень магистра во многих случаях является аналогом диплома Grande Ecole, однако в большинстве элитных бизнес-школ считают, что вряд ли смогут присвоить слушателю степень бакалавра, если он проучился в ней всего один год.

Но самая серьезная проблема связана с тем, какой именно смысл вкладывается в новое понятие “магистр”. В школах вроде HEC, ESCP-EAP, EM Lyon и Audencia выпускникам присуждается магистерская или ученая степень в области менеджмента. В то же время руководство Essec, одной из двух ведущих парижских школ, решило присуждать своим выпускникам степень MBA, а сейчас примеру Essec склонны последовать и другие бизнес-школы. А сейчас и в университетах все чаще предлагают обучение по программам MBA, которые, как правило, обходятся студентам значительно дешевле, чем в Grandes Ecoles.

Никола Моттис, декан MBA-школы в Essec, подчеркивает, что в ходе обучения его студенты в течение двух лет работают в компаниях, так что при трехгодичной длительности программы фактически их обучение продолжается почти пять лет.

Жан-Пьер Хельфер, декан Audencia, является сторонником другого подхода. В его школе около 90% студентов также сочетают обучение с практической работой (она длится 20 месяцев) и получают практический опыт такой же, что и выпускники Essec. Однако Хельфер полагает, что это опыт не того свойства, какой должен быть у обладателей степени MBA. “Они [студенты Grandes Ecoles] никогда не занимают в компаниях по-настоящему ответственных должностей, – поясняет он. – Программа MBA предназначена для тех, кто уже выполнял ответственную работу в компании”.

Проблема в том, что во Франции нет организации, которая могла бы определить, насколько присваиваемая степень соответствует требованиям, предъявляемым к степени MBA. Сам Хельфер возглавляет комиссию, которая была создана для оценки качества существующих в стране магистерских учебных программ. Однако комиссия не имеет права определять статусы этих программ. Не имеют таких полномочий и большинство международных организаций, оценивающих качество учебных программ и профессиональный уровень преподавательского состава.

А потому школа Essec может по-прежнему напоминать оппонентам, что у нее есть не только аккредитация европейской организации Equis, но что именно она первой из европейских школ получила аккредитацию американской организации AACSB. При этом у Essec нет аккредитации лондонской Ассоциации MBA, которая сертифицирует только программы MBA.

Руководители парижской школы HEC полагают, что критерии оценки тех или иных дипломов в конце концов будут определяться не правительственными или отраслевыми организациями, а рынком. “Когда рынок выработает свои стандарты, правила и критерии оценки появятся сами собой, – поясняет Валери Готье, директор программы MBA HEC. – Так что решение остается за рынком”.

Представители всех французских бизнес-школ признают, что для конкуренции на внутреннем рынке им необходим уровень, сопоставимый с имеющимся в Grandes Ecoles, но что непременным требованием международного рынка остается наличие MBA-программы, причем желательно на английском языке. При этом сами Grandes Ecoles понимают, что наряду с обострением международной конкуренции угрозу их бизнесу представляют и другие французские школы. Впрочем, Бернар Раманацоа, декан HEC, считает, что рост конкуренции не только чреват новыми проблемами, но открывает и новые широкие возможности. “К 2010 г. в Европе степень бакалавра будут ежегодно получать порядка 2,4 млн студентов, и у каждой школы появляется шанс переманить из других заведений студентов, желающих получить магистерскую степень”, – говорит Раманацоа.

А вот у Хельфера такая ситуация вызывает определенную тревогу. “Если другие школы будут переманивать у нас студентов, это скажется на качестве обучения в Grandes Ecoles, – убежден Хельфер. – Сейчас мы передаем нашим слушателям свою культуру и философию. На некоторое (и довольно продолжительное) время они практически становятся частью нашей семьи. Именно это помогает нам поддерживать столь тесные связи с компаниями”.

Впрочем, теперь перед французскими бизнес-школами возникла еще одна проблема: правительство требует, чтобы школы оценивали бы и опыт практической работы соискателя степени MBA. Такой опыт, в свою очередь, призван облегчать получение степени мастера бизнес-администрирования. К примеру, квалифицированный бухгалтер, желающий получить диплом MBA, может не посещать занятия по бухгалтерскому делу, предусмотренные в рамках программы, но его школа в этом случае должна доказать, что располагает некоей системой, которая позволяет оценить его профессиональные навыки. Без такой процедуры школа не может рассчитывать на государственную авторизацию и соответствующие дотации.

Даниель Эванс, директор международной программы в EM Lyon, считает, что эта система, при всей ее обременительности, имеет и ряд достоинств. “Выполнение этих требований гарантирует, что уровень квалификации выпускника будет достаточно высок, – говорит Эванс. – Оценка уже зависит не столько от преподавательского состава, сколько от наличия у студента практических навыков”. По его мнению, это именно то направление, в каком должна развиваться вся система бизнес-образования. А вот неопределенность в вопросе определения критериев MBA может привести к тому, что в течение ближайших лет некоторые школы на рынке не удержатся. Уже в 2004 г. решили слиться две бизнес-школы – Edhec и Theseus, и теперь Edhec будет предлагать свою программу MBA под брэндом Theseus.

Хотя французскому рынку бизнес-образования еще предстоит разрешить множество противоречий, он по крайней мере хотя бы определился с понятием MBA – мастер бизнес-администрирования. А вот в Германии пока нет определенности даже в этом вопросе. Там аббревиатура MBA может на самом деле означать, что вы имеете дело с “мастером ассигнования бондов” или с другой профессией, не имеющей никакого отношения к управлению бизнесом. (24.01.2005, Александр Силонов)