Борьба на два фронта


В прошлый четверг Deutsche Boerse еще раз огласила свое пока неофициальное предложение о покупке LSE за 1,3 млрд фунтов стерлингов ($2,45 млрд), а также впервые раскрыла его детали. Deutsche Boerse пообещала с 1 января 2006 г. снизить для клиентов LSE биржевую комиссию на 10%, а также предоставлять клиринговые услуги по тарифам вдвое меньшим, чем тарифы клиринговой палаты LCH.Clearnet, через которую работает LSE. При этом Deutsche Boerse попросила руководство Лондонской биржи без всяких условий порекомендовать предложение своим акционерам.

LSE в тот же день отвергла предварительные условия сделки и заявила, что они “недооценивают стоимость ее бизнеса, размер синергетического эффекта от слияния и привлекательные возможности роста, которые ожидают LSE с нынешней командой менеджеров”.

Deutsche Boerse также приходится успокаивать своих акционеров и объяснять, что поглощение Лондонской биржи выгодно ей и им: за счет снижения издержек и более высокого дохода Deutsche Boerse сможет ежегодно экономить 100 млн евро ($130,3 млн). После перевода двух фондовых рынков на единую систему торгов появится возможность работать с новыми видами ценных бумаг, благодаря чему через три года затраты снизятся на 75 млн евро ($98 млн). Наконец, Deutsche Boerse сможет запускать опционные контракты на британские акции, что в последующие три года принесло бы ей 25 млн евро ($32,6 млн). Сейчас основным рынком для таких контрактов служит лондонская срочная площадка LIFFE, принадлежащая панъевропейской бирже Euronext.

Однако акционеры Deutsche Boerse сомневаются, что для них поглощение LSE было бы более выгодно, чем, например, получить деньги напрямую от Deutsche Boerse, которая могла бы выкупить у них акции. Поэтому они добиваются проведения голосования при принятии решения по любой сделке. Трудно сказать, насколько успешной окажется попытка руководства Deutsche Boerse уговорить акционеров. Один из самых громких критиков поглощения – лондонская управляющая компания Children’s Investment – от комментариев воздерживается. Впрочем, Кристофер Гон, фонд которого находится под управлением Children’s Investment и владеет 5% акций Deutsche Boerse, призвал провести внеочередное собрание акционеров биржи и сместить наблюдательный совет. Недовольство Гона вызвано тем, что наблюдательный совет Deutsche Boerse не ответил на запрос акционеров о том, как поглощение повлияет на капитализацию немецкой биржи. Эдинбургская Standard Life Investments еще недавно просила Deutsche Boerse, 1% акций которой она владеет, объяснить необходимость поглощения LSE; однако заявление, в котором Deutsche Boerse обнародовала детали сделки, Standard Life назвала позитивным шагом и сказала, что она хочет встретиться с руководством Deutsche Boerse и обсудить преимущества слияния с LSE.

Параллельно LSE ведет переговоры с Euronext, которой принадлежат четыре фондовые биржи в разных странах Европы и которая по рыночной капитализации превосходит немецкого конкурента. Но Euronext пока не сделала официального предложения LSE и даже не назвала свою цену. Впрочем, Euronext сообщила, что в самом ближайшем времени собирается направить предложение в британское Управление по честной торговле для одобрения регулятора. (WSJ, 28.01.2005, Татьяна Бочкарева)