ИНТЕРВЬЮ: Сергей Тимралиев, директор турфирмы “Нева”


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – В последнее время туристический рынок лихорадит: природные катаклизмы, теракты и инициативы чиновников не способствуют развитию бизнеса. Об этом и многом другом “Ведомостям” рассказал Сергей Тимралиев, директор турфирмы “Нева”, одним из учредителей которой был нынешний руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.

– Вы работаете на достаточно рискованном рынке. Возможно ли как-то свести к минимуму внешние риски?

– На нашу работу действительно влияет много факторов, предугадать которые операторы не в силах. Это в первую очередь политическая и экономическая стабильность в стране – при экономическом кризисе люди в последнюю очередь будут думать об отдыхе, а также великое множество внешних факторов. Те же цунами в Юго-Восточной Азии. Например, в октябре мы поставили чартерную программу Санкт-Петербург – Бангкок. “Боинги” вместимостью 220 человек должны были летать по этому маршруту еженедельно. Естественно, после стихийных бедствий спрос на это направление упал. В период новогодних праздников мы должны были отправить около 600 человек из Москвы непосредственно на остров Пхукет. Разумеется, эти рейсы мы сняли. Но полностью закрывать направление мы не собираемся. Рейсы на Бангкок мы сохранили, правда, теперь они летают раз в две недели.

– Этично ли отправлять туристов в скорбящую страну?

– Если этот вопрос задать тайцам, они ответят, что лучшее, чем им можно помочь, – это попытаться забыть о трагедии и присылать своих туристов.

– Сколько вы потеряли в результате цунами?

– Мы, как и другие операторы, работающие на этом направлении, понесли потери. Их размеры пока не подсчитали до конца. Могу говорить только о порядках сумм. Два самолета, которые должны были лететь на остров Пхукет, принесли бы нам десятки тысяч долларов. А в целом из-за стихийного бедствия мы потеряли сотни тысяч. Какую-то часть должны вернуть наши партнеры.

– Вы выплачивали людям компенсации?

– Мы полностью оплачивали возвраты людям, которые планировали поехать на Пхукет, но отказались от этой поездки. Тур туда стоил более $1000, но часть нам должны вернуть авиакомпании и принимающие тайские операторы.

– А люди, которые там уже отдыхали?

– В зоне действия стихии отдыхало 30 наших туристов. К счастью, с ними ничего не случилось и, в принципе, отдых у них получился. Цунами обрушилось на остров в конце их пребывания там.

– Как вы относитесь к инициативе депутатов Госдумы о создании фонда страхования от рисков, которые могут вызвать политические и природные катаклизмы?

– Туризм в России и так не очень рентабельный. Создавать на российском рынке какие-то дополнительные фонды за счет оборотов компаний будет тяжело. Но, на мой взгляд, это нужно сделать. Уже несколько лет обсуждается необходимость создания обязательной финансовой гарантии туроператоров. Это может быть банковский депозит, гарантия банка или страховой компании. По большому счету и то и другое – замораживание денег. Просто если бы тот проект был реализован, надобность в общем фонде не возникла бы.

– В прошлом году эстонская паромная компания Tallink исключила Петербург из своей паромной цепочки, другой оператор, финская Silja Line, остался недоволен сезоном. Что вы как партнер финской компании думаете о причинах неудачного сезона?

– Снижение действительно есть. Паром перестал быть чем-то экзотичным. На него нужно смотреть только как на транспортное средство, и это не всегда учитывается операторами и их партнерами. Основной линией, на которой работаем мы, является Финляндия – Швеция.

– Наряду с отправкой вы занимаетесь и приемом. Участники рынка и эксперты отмечают, что Петербург как туристический центр становится все дороже. Не скажется ли это на потоке туристов?

– Петербург никогда не был дешевым. Мы достаточно далеко находимся от Европы, и, например, из Парижа проще и дешевле долететь до Будапешта или Праги. Въездная виза в Россию достаточно дорогая, да и пребывание здесь тоже недешевое. Не буду оригинален, если скажу, что в Петербурге не хватает отелей. Существующие гостиницы часто слишком завышают цены. В какой-то мере выручают мини-отели, которые в большом количестве открываются в последнее время. Но высокий сезон все равно разберут, причем по любой цене, и летом свободных мест в гостиницах не останется. Поток туристов сюда не снизится, но будет ли он увеличиваться, зависит от создания нужной инфраструктуры.

– Ваша компания представлена на рынке внутреннего туризма? Насколько перспективен этот рынок?

– Очень хорошо продаются пансионаты, санатории и дома отдыха на Карельском перешейке. Бум поездок за рубеж прошел. В начале 1990-х гг. после длительного перерыва появилась возможность свободно выехать за границу, вот люди и набросились. Сегодня тур не является товаром даже второй необходимости и люди могут отложить поездку на зарубежный курорт. А Ленобласть или Подмосковье – это хороший вариант отдохнуть с семьей несколько дней за городом. Мы не закрыли направление нашего Черноморского побережья, хотя с той же Турцией наш юг конкурирует с трудом.

– Летом немецкий туристический гигант TUI создал совместное предприятие с компанией “Мострэвел”. Как скажется выход такой компании на нашем рынке?

– Пока изменений не видно. У TUI тоже есть проблемы. Они связаны в первую очередь со снижением туристической активности европейцев. Альянс [с “Мострэвел”] – это попытка за счет российского рынка компенсировать снижение интереса европейцев в первую очередь к Турции, где у немцев серьезные активы.

– Перед этим немцы достаточно долго мониторили наш рынок, вели переговоры и с вами. Почему не удалось договориться с TUI?

– Мы действительно больше года вели переговоры с TUI. Расстались в атмосфере взаимного уважения. Даже разрыв отношений и прекращение переговоров обозначены не были, мы их на какое-то время заморозили. В тот период (2002–2003 гг. – “Ведомости”) у TUI возникли серьезные проблемы. Это были и кризис туризма в Европе, и организационные проблемы немецкой компании – российский рынок постоянно передавался от одного департамента TUI к другому. Думаю, вариант с “Мострэвел” не окончательный и за ним последуют другие покупки.

– Возможна ли еще продажа “Невы” TUI или какому-нибудь другому крупному иностранному оператору?

– Конкретно про TUI ничего сказать не могу. Однако любой бизнес продается. Это закон, создавая и руководя компанией, нельзя забывать о ее ликвидности.

– Планируете ли вы сами какие-либо приобретения?

– Да, у нас есть несколько подобных проектов. Они связаны с созданием собственной гостиничной базы в России и за рубежом. Однако деталей не могу назвать до завершения переговоров.

– Как был основан туроператор “Нева”, с чего начинался ваш бизнес?

– В 1990 г. группа друзей (Владимир Стржалковский, Сергей Тимралиев и Вячеслав Полтавцев. – “Ведомости”) решила основать свой бизнес. А так как все мы на тот момент были связаны с туризмом, то и основана была турфирма. Тогда решили не ограничиваться конкретной специализацией и заниматься всеми видами туризма. Отправляли туристов на Черное море, в 1991 г. начали осваивать финское направление. Практически сразу начали работать на прием и обслуживание туристов в Петербурге. Потом спрос на разных сегментах несколько подкорректировал нашу деятельность, какие-то сегменты развивались быстрее, какие-то медленнее.

– В конце концов основным видом деятельности стала отправка туристов за границу?

– По большому счету это у нас получилось лучше всего. Тем не менее занимаемся и приемом. Сравнивать показатели этих сегментов достаточно тяжело. За 2004 г. мы отправили за границу более 200 000 туристов, а приняли в Москве и Петербурге около 40 000 человек. Грубо говоря, в пять раз меньше. Но, с другой стороны, эти 40 000 туристов приняты и обслужены нами по большей части в двух столицах, а 200 000 человек мы отправили в 20 с лишним стран. К тому же прием одного туриста приносит больше, чем отправка.

– Когда вы вышли на московский рынок?

– Московский филиал создан в 1992 г. Изначально он бы заточен на работу с посольством Финляндии, которая тогда была одним из наших основных направлений. Московский офис, кроме непосредственно работы со столичным рынком, занимается продвижением нашего турпродукта по всей России, и на него замыкается работа всех филиалов.

– Не было соблазна перенести головной офис в Москву?

– Нет, не вижу в этом смысла. Здесь остается большинство руководителей направлений. Если говорить про объемы продаж, то примерно их половина осуществляется через агентскую сеть. По собственным продажам Москва приближается к Петербургу, но это немного разные рынки.

– А в чем основные различия?

– В Петербурге клиентами туркомпаний являются жители города, Ленобласти и в меньшей степени прилегающих регионов. А Москва, кроме того что сама является крупным рынком, еще и крупнейший транспортный узел, из которого осуществляется выезд и вылет граждан всей России. Естественно, потенциал Москвы выше. Там востребованы программы, которые не будут пользоваться спросом здесь. Например, из Москвы хорошо работает чартерная программа на Доминикану. Если поставить такую чартерную цепочку в Петербурге, реализовать ее будет трудно – не хватает желающих поехать на курорт такой ценовой категории (более $2000 за тур). Кроме того, на российском рынке выездного туризма очень сильная конкуренция. А в Москве она особенно высока. Отсюда вытекает не очень высокая доходность.

– Какова она, кстати?

– Мне не хотелось бы называть наши цифры. А в среднем у крупных операторов этот показатель составляет примерно 5–10%.

– Каков оборот вашей компании?

– По оценкам РБК, в 2003 г. оборот “Невы” составил примерно 2,9 млрд руб. Назвать более свежие данные я пока не готов.

– Кто собственники “Невы”? Являетесь ли вы акционером компании?

– Я вхожу в число акционеров. Но у меня нет контрольного пакета. Вообще акции распределены между 10 людьми. Все они работают в “Неве”, но контрольного пакета нет ни у кого.

– Входит ли в них нынешний глава Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский?

– Нет, это было бы противозаконно.

– Он как-то помогает компании, оказывает какое-то влияние на “Неву”?

– Оказывает. Но ровно настолько, насколько оказывает влияние на отрасль. Мы вместе создавали “Неву” и долго в ней проработали, нас можно назвать единомышленниками. По поводу лоббирования интересов – никаких преференций мы не имеем и они нам не нужны.