Лишняя строчка резюме


Кутепов решил провести “исследование”, может ли работа в компании с сомнительной репутацией повредить его будущей карьере. Коллеги по отрасли отзывались о потенциальном работодателе (крупном банке) по-разному. Очень многие советовали “не связываться с дурной компанией”, объясняя это тем, что у них “людей из этого банка не берут”. Другие говорили, что если работа нравится, то нужно соглашаться и приводили в пример себя. Для начинающего банковского служащего стало настоящей проблемой решить, стоит ли идти на собеседование. В конце концов, он решил туда не ходить.

Эксперты рынка труда подтверждают, что в разных отраслях есть ряд компаний, к специалистам которых некоторые работодатели действительно относятся скептически. “Случается, что менеджеры по персоналу заранее предупреждают, что не рассматривают кандидатов из тех или иных компаний”, – рассказывает консультант “АНКОРа” Татьяна Баскина.

“Плохая компания”

Причины, по которым работодатель отбраковывает кандидатов, отработавших в некой компании, разные. Например, часто не рассматривают бывших сотрудников компаний-конкурентов, боясь утечки информации, но не только. “Часто это касается компаний, которые ведут слишком агрессивную политику или действуют не очень законными методами, – рассказывает партнер хедхантинговой компании “Росэксперт” Анна Кофф. – Опыт, приобретенный в такой компании, ценится не везде”.

Менеджер по персоналу одного из коммерческих банков, пожелавшая остаться неназванной, рассказывает, что в их компании существует негласное правило не брать людей из некоторых банков. “Просто это не очень хорошие работники, в этом все дело, – считает менеджер. – Был у нас такой опыт. Приходится объяснять самые несложные операции, инициативу проявляют редко. В общем, печально”.

Бухгалтеру Алене Паниной пришлось сменить отрасль из-за имиджа одного из прошлых работодателей. Но работа в екатеринбургском банке, аффилированном с компанией, имеющей плохую репутацию на рынке, до сих пор портит ей резюме. “Причина так относиться к банку, к сожалению, есть: им руководят люди либо не имеющие понятия, что такое банк, либо специально создающие такое мутное болото, – говорит Панина. – Я проработала там всего полтора месяца, но работодатели, увидев строчку в резюме, начинают думать, что я одна из таких вот специалистов”.

Не стоит думать, что это характерная черта только банковской отрасли. Партнер компании “Суворова и партнеры” Ольга Суворова несколько лет назад выполняла заказ одной известной международной табачной компании, искавшей корпоративного юриста. Компания решила рассмотреть как русских кандидатов, так и иностранцев. По словам Суворовой, 90% иностранцев по этическим причинам отказались даже обсуждать предложенную вакансию, несмотря на высокую должность и значительный компенсационный пакет. В России по той же причине отказалось всего 2% потенциальных кандидатов. “Тогда эта ситуация была новой для российского рынка, а теперь наши клиенты – компании, чей бизнес называют “этичным”: детское питание, детская косметика и т. д. – отказываются рассматривать кандидатов, работавших в табачных и алкогольных компаниях, не говоря уже о более спорных областях деятельности”, – рассказывает Суворова. По мнению хедхантера, необходимо очень внимательно относиться к выбору каждого работодателя, ведь то, что не имеет большого значения сегодня, может помешать получить работу завтра. “В конечном итоге имидж компании накладывается на репутацию сотрудников”, – говорит Суворова.

“Подобные истории можно услышать в любой отрасли, – считает Кофф. – И если человек идет в компанию с заведомо плохим имиджем, ему будет очень трудно объяснить рынку, какие обстоятельства подвигли его на этот шаг”.

Развеять миф

Однако не все считают подобные ситуации безнадежными. “Для каждой компании – от шашлычной до инвестиционного фонда – есть свой тип кандидатов, – говорит Баскина. – Если есть совпадение культуры и стиля работы, то, что бы там ни говорили о компании, этот кандидат для нее”.

Специалисты считают, что нужно скептически относиться к существующим слухам. Плохой имидж – понятие относительное, и то, что смущает одного работодателя, другого будет беспокоить в последнюю очередь. “Я никогда не слышала от заказчиков жестких формулировок – например, только не из такой-то компании”, – говорит Баскина.

Ведущий экономист управления по работе с клиентами РосДорБанка Марина Веремеевская восемь лет работала в “компании с плохим имиджем”. Когда она начала искать работу, то, по ее собственным словам, была неприятно удивлена. “Потенциальные работодатели во время собеседования говорили: “Ну надо же, работник такого банка, а так хорошо все знает, – рассказывает Веремеевская. – Не очень-то приятно было выслушивать такое мнение в адрес твоей компании (хоть и бывшей). Но надеюсь, что я, пусть и в небольшой мере, но смогла изменить мнение о ней”.

Бывшая сотрудница того же банка Елена Николаева считает, что миф появляется в результате того, что многие просто не умеют подать себя на собеседовании, а оправдание, что дело в плохой компании, очень успокаивает. Сама Николаева с проблемами в поисках работы так и не столкнулась (хотя и предполагала, что они могут быть).

То, что действительно стоит делать, так это определить для себя, в какой компании вы видите свою карьеру. Если определенный опыт работы может помешать будущим планам, возможно, не стоит соглашаться, даже если предложений не так много.

Если все же по той или иной причине в вашем резюме оказалась сомнительная, с точки зрения потенциального работодателя, компания, главный совет специалистов – не нужно чувствовать себя виноватым за то, что вы там работали. “Не бывает компаний, в которых все сотрудники одинаково хороши или плохи, хотя, конечно, существуют предубеждения”, – говорит вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин. “Так что если бы я имел в резюме такую компанию, то упирал бы не на то, где я работал, а на то, чем занимался, чем этот опыт хорош и каких конкретных достижений я добился, так как не только организация определяет то, что ты делаешь”, – добавляет он. “Ни в коем случае не стоит скрывать этот опыт или плохо отзываться о своем бывшем работодателе, – советует Светлана Иванова, независимый консультант в области управления персоналом, бывший HR-менеджер компании Johnson & Johnson. – На собеседовании лучше обратить внимание интервьюера на тот положительный опыт, который вы получили в компании. Каждый нормальный работодатель понимает, что слухи – это всего лишь слухи, которые можно опровергнуть”.