Мотор забарахлил


В 2003 г. российский банковский сектор рос опережающими темпами и за девять месяцев достиг запланированных на год показателей. Это вдохновило представителей ЦБ на смелые прогнозы. Первый зампред ЦБ Андрей Козлов назвал банковскую систему вторым мотором российской экономики после экспортных отраслей, который при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры должен подхватить эстафету у “мотора номер один”.

К счастью, в минувшем году конъюнктура для российских экспортеров оставалась благоприятной, а вот банковский мотор забарахлил. По предварительным данным ЦБ, активы банковской системы выросли на 25% против 35% в 2003 г., а кредиты экономике – на 35% против 44%, передает “Прайм-ТАСС” выступление Козлова на экономическом и финансовом форуме в Цюрихе. Более скромными были и другие показатели: депозиты населения в 2004 г. выросли на 28% против 47% годом ранее, а собственный капитал – на 17% против 40%.

Козлов объясняет такие результаты общим замедлением экономического роста, переходом крупных предприятий на обслуживание в зарубежные банки, а также разразившимся прошлым летом кризисом доверия. Возникшая после отзыва лицензии у Содбизнесбанка и остановки платежей Гута-банком паника привела к массовому изъятию частных вкладов и оттоку корпоративных клиентов из многих банков.

Летний кризис съел три-четыре месяца, из-за чего и депозиты, и кредиты росли приблизительно на четверть скромнее. Не будь его, темпы роста были бы на уровне 2003 г., считает исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. А вице-президент банка “Зенит” Михаил Ермаков увязывает динамику с проводимыми ЦБ преобразованиями в банковском секторе. Одновременно “лечатся сразу несколько старых болезней”, говорит Ермаков: идет переход на международные стандарты отчетности, отбор в систему страхования, борьба с фиктивным капиталом и раскрытие структуры собственности банков. Поэтому он не драматизирует скромные итоги года. “Качественные показатели сейчас гораздо важнее, потом они должны перерасти в количественные”, – надеется Ермаков.

Козлов отводит на повышение качества банковской системы еще года два, признавая, что это будет “тяжелый путь”, но только так можно вызвать доверие у иностранных контрагентов. Иначе развиваться ранее набранными темпами уже не удастся.

Большинство банков еще не обнародовали итоги своей работы в прошлом году. А те, кто сделал это, неохотно объясняют снижение темпов своего развития. Росбанк, например, хоть и увеличил свой капитал на 11%, а активы – на 17%, рос почти вчетверо скромнее, чем в 2003 г. “Тем не менее прибыль выросла более чем вдвое, что свидетельствует о качестве роста”, – парирует представитель банка. “Ключевые игроки на рынке, на мой взгляд, сохранили темпы роста, что свидетельствует о достаточном запасе прочности и стабильности банковской системы”, – говорит председатель правления ИМПЭКСБАНКа Павел Лысенко. А Лепетиков убежден, что в этом году банкирам под силу восстановить былую динамику “общей картины”: розничное кредитование стабильно растет и становится все более весомым в портфелях банков, высока активность наших банков и на зарубежных долговых рынках.