“Совкомфлот” думает о евробондах


Еще летом прежний гендиректор “Совкомфлота” Дмитрий Скарга предложил продать 40% акций пароходства или его танкерного подразделения на Нью-Йоркской фондовой бирже. А Минэкономразвития привлекло инвестбанк J.P. Morgan в качестве консультанта по возможной приватизации пароходства. Но в октябре новым гендиректором “Совкомфлота” стал экс-министр транспорта Сергей Франк, и планы пароходства изменились (см. интервью с Франком на стр. А5).

Франк считает идею частичной приватизации “Совкомфлота” “небесспорной”. Но, по его словам, пароходству необходим доступ к дополнительным источникам финансирования. Франк отмечает, что компания привлекла еще одного консультанта, который поможет ей в мае получить международный кредитный рейтинг. Речь идет об инвестбанке Morgan Stanley. Это подтвердили “Ведомостям” источники в “Совкомфлоте” и самом банке.

“Кредитный рейтинг получают для выхода на рынок публичных заимствований, – отмечает гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. – Вероятно, “Совкомфлот” готовится к размещению евробондов”. Источник, близкий к пароходству, подтверждает, что конечной целью сотрудничества является выпуск еврооблигаций на сумму от $150 млн до $300 млн. Их размещение возможно уже до конца нынешнего года.

Скарга не понимает, зачем пароходству размещать евробонды. Он говорит, что сейчас “Совкомфлот” кредитуется у западных банков под залог судов по довольно низким ставкам: около 4–5% годовых. А из-за небывало высоких фрахтовых ставок на счетах “Совкомфлота”, по оценке Скарги, должно скопиться порядка $200 млн свободных денежных средств. Источник, близкий к “Совкомфлоту”, поясняет, что этих средств хватает для финансирования судостроительной программы “Совкомфлота”. На приобретение 19 новых танкеров и газовозов общим дедвейтом 1,5 млн т до конца 2009 г. “Совкомфлот” потратит около $950 млн.

Но евробонды понадобятся, если “Совкомфлот” захочет активнее развиваться – заказывать дополнительные суда или приобретать судоходные компании. Франк говорит, что с середины 2005 г. фрахтовые ставки скорее всего начнут снижаться, что предоставит “Совкомфлоту” удобную возможность для слияний и поглощений. Он не говорит, какие судоходные компании хотел бы купить. А Скарга рассказывает, что ранее “Совкомфлот” рассматривал возможность приобретения Эстонского и Латвийского морских пароходств, бельгийской Exmar и создания СП с крупной норвежской судоходной компанией Bergessen.

Аналитик ИК “ЦентрИнвест” Михаил Ганелин отмечает, что до сих пор российские пароходства не выходили на рынок публичных заимствований: Он подчеркивает, что у “Совкомфлота” есть шанс стать заметным игроком не только в транспортировке нефти, но и на растущем рынке перевозок сжиженного газа. “А суда-газовозы наиболее дорогие”, – подчеркивает аналитик. Он считает, что, размещая евробонды, “Совкомфлот” может рассчитывать на ставку 6–8% годовых – чуть дороже, чем у банков, зато без залога судов.