БИЗНЕС И ВЛАСТЬ: Тьма средневековья


За последний год деловой климат в стране заметно ухудшился. И спор о взаимоотношениях власти и бизнеса стал уже не только экономическим, но и политическим. Деловой климат зависит от того, какие сигналы подают бизнесу власти – разрешающие или запрещающие предпринимательскую инициативу. По этим сигналам можно судить, намерена ли власть следовать либеральным курсом или она хочет превратить предпринимателей в мелких государственных служащих, в “податное сословие”.

Права между бизнесом и государством сейчас распределены не оптимально, с ущербом для делового сообщества. Либеральная риторика отдельных представителей правительства сочетается с жестким администрированием, не совместимым со свободной экономикой. При этом государственное вмешательство носит не созидательный характер, как это бывает иногда в рыночных экономиках, а разрушительный. Государство не способствует развитию производства, а старается держать в страхе собственников того, что уже создано. Предприниматели в таких условиях стараются “не попадаться на глаза”, что означает отказ от инвестирования.

Если либерализм ограничивается одной только риторикой, то следует забыть о борьбе с бедностью, о структурной перестройке экономики, о развитом фондовом рынке и удвоении ВВП. Следует забыть и всякие перспективы повышения жизненного уровня населения и расширения среднего класса.

Мир так устроен, что достойную жизнь большинству своего населения обеспечивают только страны с либеральными экономическими системами. При иных идеологических условиях население обычно с трудом сводит концы с концами. Говорят, хорошая жизнь не рождается из страха. Можно добавить, что хорошо живут там, где собственность защищена равным образом и от уголовников, и от чиновников.

У нас же наступают времена Московской Руси, когда любой боярин в купеческой лавке мог просто так взять все, что ему заблагорассудится. Вместе с лавкой. И если это даже только впечатление, негативный эффект от этого огромный – люди в это верят. Боярские привычки в России живучи. Власть деликатно относится к себе. А что касается граждан, то, будь они владельцами крупнейших компаний или мелкими предпринимателями, с ними, по мнению наших новейших бояр, считаться нечего.

Недавно власть попыталась ослабить ею же самой поднятую тревогу в бизнес-сообществе. Премьер повстречался с предпринимателями, призвал силовиков не создавать барьеров для развития бизнеса. Делаются намеки на возможный пересмотр налогового законодательства, на урезание полномочий налоговых органов при проверках.

Но сигналы устрашения меняют поведение бизнесменов немедленно. А вот сигналы успокоения к быстрым действиям не побуждают, потому что нет доверия к тем, кто сигналы эти посылает. После дефолта 1998 г. потребовалось несколько лет, чтобы доверие бизнеса к власти кое-как восстановилось. Теперь это доверие упало вновь. К примеру, рост инфляции некоторые эксперты объясняют увеличением непроизводительных расходов предпринимателей, которые боятся инвестировать. Вырос и вывоз частного капитала из страны.

Между тем у власти же появляются все новые идеи, ущемляющие деловую инициативу. Например, идея наделения ряда властных структур правом исполнять свои полномочия через административные процедуры, то есть без предварительного обращения в суд. Главное направление удара – взимание недоимок и налоговых санкций по обязательным платежам физических лиц, что пока без решения суда невозможно. Авторы инициативы ссылаются на перегруженность судов делами “на 10 рублей”.

Разве нельзя решить эту проблему, не нарушая базового принципа презумпции невиновности? Предложенный механизм нарушает разумный баланс интересов власти и налогоплательщика. Авторы новаций пытаются лечить головную боль отсечением головы. Если идея превратится в закон, то деньги и имущество сначала без решения суда будут отбираться, а физические и юридические лица должны будут потом сами доказывать свою правоту в суде.

Но если так доверять административным процедурам, то суды нужно вообще ликвидировать как институт, а презумпцию невиновности заменить “административным чутьем”. По этой логике силовые структуры в состоянии казнить и миловать граждан без судебной волокиты.

Есть еще идея вернуть в список дополнительных уголовных наказаний конфискацию имущества. Видимо, ради все того же устрашения предлагается фактически отменить банковскую тайну физических лиц. Условием доступа правоохранительных органов к банковской информации законодательство сейчас ставит возбуждение уголовного дела против вкладчика – физического лица. В проекте изменений закона “О банках и банковской деятельности” это условие снимается.

Если бы власть была последовательна, то следовало бы развить принцип, заложенный в новом Уголовно-процессуальном кодексе, и раскрывать информацию о счетах граждан не просто в рамках возбужденного уголовного дела или по решению суда, а обязательно соблюдая оба этих условия.

Есть и другие предложения по ужесточению контроля над финансовыми операциями. При том что банки уже обязаны предоставлять в уполномоченный орган информацию обо всех операциях, начиная с суммы в 600 000 руб., им предлагается блокировать операции по выдаче наличных денег свыше этой суммы. Полагаю, что заявленных целей борьбы с финансированием терроризма нельзя решить подобными мерами.

Почва для продвижения этих сковывающих деловую инициативу идей в жизнь активно разрыхляется. С властных вершин постоянно идут сигналы о пересмотре действующего порядка начисления налогов. Отсутствует мораторий на изменение этого порядка на значимый для экономики срок. И уж тем более никто не считает и не компенсирует убытки предпринимателей от непрекращающейся налоговой реформы. Нет ясности с вопросом начисления налогов за прошлые годы. Проведенные в свое время заключения аудиторских фирм превращаются в ничего не значащие бумажки. Использование налоговых режимов, предусмотренных Налоговым кодексом, внезапно оказывается преступным. Обещания не пересматривать итогов приватизации сменяются расследованиями Счетной палаты, многозначительными комментариями ответственных госслужащих.

Собственность оказывается незащищенной. Средний и мелкий бизнес, который действительно способен удвоить валовой продукт, опасается расширять свою деятельность. Административные штурмы отдельных крупных компаний нависают, как рок, над всем предпринимательским сообществом.

Если все это делается во имя “наведения порядка”, то это наивно. Знающие люди говорят, что Госплану СССР и в тоталитарном государстве не удалось составить ни одной сбалансированной пятилетки. Криком избы не построишь. Все эти “административные процедуры” способны породить только анархию, так как место закона неизбежно займет произвол. И он порвет экономику и общество на части, как это случилось в 1980-х.

Закручивание гаек в экономике влияет на общественные настроения в целом. Все чаще раздаются призывы применять смертную казнь, заткнуть рот оппозиции, ввести цензуру, запретить в России деятельность еврейских религиозных и общественных организаций, не пускать в страну “плохих” иностранцев.

Все это происходит на фоне замедления темпов роста и сокращения капитализации экономики. Объясняется это раздвоением власти: в риторике она провозглашает экономическую либерализацию, а в действиях – огосударствление бизнеса. Но от огосударствления бизнеса один шаг до печально известной командной экономики.

Правительству надо упорядочить свои отношения с бизнесом, оценить свою деятельность по четким критериям. Эти критерии – рост капитализации экономики, числа участников фондового рынка, количества занятого населения, налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса.

Действовать надо уже сегодня.

Еще не поздно.