НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Разум биржи


Для чего в театре нужны кулисы? Для того чтобы в пейзажных декорациях появилась перспектива. Впервые их использовали в 1619 г. в Театре Фарнезе в Парме. Для чего название книги “The Mind of Wall Street” (дословно – “Разум Уолл-стрит”) в русской редакции звучит иначе – “За кулисами Уолл-стрит”? Вероятно для того же – после прочтения книги осознаешь, что Леон Ливи сумел написать в соавторстве с Юджином Линденом не просто захватывающую историю о “мыльных пузырях” современной экономики. Он попытался заглянуть в будущее.

“В конце 1990-х гг. я понял, что пришло время самому описать крах дутых компаний… – пишет он и добавляет: – Всеобщее увлечение акциями Internet-компаний убедило меня: именно сейчас пришло время осознать, что случилось с рынком, какую беду мы навлекли на себя и к чему, по моему мнению, это приведет”. Описывая эту беду с помощью экономики и психологии, он существенно дополняет внушительную картину “Истории Уолл-стрит” Чарльза Гейсста (издательство “Квартет-пресс”, 2001), но не теряет оптимизма.

История о “мыльных пузырях” нужна Ливи не для того, чтобы обрушиться на недальновидных политиков или аналитиков. Описывая крутые повороты мировой экономики, он особо подчеркивает: “Я неоднократно замечал, что инвесторы склонны начинать разговоры о “новой экономике” тогда, когда хотят обосновать действия, необъяснимые с позиций обычного анализа. Поэтому изменения в восприятии риска свидетельствуют не о наступлении новой эры, а об игнорируемом, но чрезвычайно важном факторе всех рынков факторе влияния психологии”.

Он не скрывает, что всегда с недоверием относился к разнообразным теориям, объясняющим природу рынка. По мнению Ливи, для достижения успеха в финансах необходимы “хорошие идеи, умение видеть перспективу, способность творчески воплощать свою стратегию и извлекать прибыль из своей интуиции”. “Но этих умений недостаточно, – считает он. – Ни одно из этих качеств не принесет вам пользу, если у вас не хватит выдержки следовать своей стратегии, когда рынок начнет испытывать ваши убеждения на прочность. А так случится обязательно”.

Леон Ливи не поучает, а объясняет природу рынка. В книге есть пример о том, как на пике взлета курсов акций 1990-х гг. он устроил игру с директорами фонда Oppenheimer Fund, попросив их мысленно перенестись на несколько лет вперед после обвала рынка, взяв на себя роль конгрессмена, которому будет поручено организовать слушания финансового комитета сената о причинах краха рынка. “Директора решили, что я старый глупец, и должного внимания на мою идею не обратили, – пишет автор. – С момента краха компании Enron в конце 2001 г. многое из того, что я себе представлял, стало реальностью, а Конгресс приступил к расследованию причин кризиса, возникновению которого поспособствовали его же члены”.

Другой пример Ливи взял из античности. По его мнению, тогда в периоды кризиса политики и финансисты чрезвычайно искусно использовали свое умение “облапошивать” своих сограждан”. Он пишет о том, как на заре Римской империи расчетливый делец по имени Красс стал самым богатым человеком в Риме, выкупив права на сбор податей с граждан на тех территориях, куда не доходили государственные сборщики налогов. “Но постепенно все больше римлян стремились принять участие в этом деле, и цены таких контрактов выросли до уровня, уже не обеспечивавшего сборщикам достаточных средств для выполнения их обязательств перед римской казной” – подмечает автор. Что сделал Красс в этой ситуации? Он “применил все свое мастерство, чтобы убедить правительство дать добро на один из первых “выкупов предприятия, оказавшегося в затруднительном положении”. Леон Ливи на этом эпизоде заканчивает свой пример. Но стоит всем напомнить о том, что сказочное налоговое обогащение не помогло римлянину: по легенде он был убит парфянами, а в рот ему залили расплавленное золото.