Раз и навсегда


До 2003 г. в России действовала специфическая ставка акциза на табак: взималась фиксированная сумма с каждой тысячи произведенных сигарет (для сигарет с фильтром – 39,2 руб. за 1000 шт., для сигарет без фильтра – 11,2 руб. за 1000 шт.). Затем Госдума по инициативе правительства ввела комбинированную ставку: 5% от отпускной стоимости плюс 60 руб. за 1000 сигарет с фильтром и 23 руб. – без фильтра. Адвалорная (процентная) составляющая невыгодна производителям, в чьем ассортименте преобладают дорогие сигареты. Эти лоббисты во главе с Philip Morris неоднократно пытались добиться отмены комбинированной системы акцизов, но им успешно противостояли ее сторонники, в частности B.A.T, выпускающая преимущественно дешевые сигареты.

Сторону Philip Morris заняла Федеральная налоговая служба (ФНС). В письме замминистра финансов Сергею Шаталову ее руководитель Анатолий Сердюков предлагает вернуть прежнюю систему налогообложения табачников. Из письма, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, следует, что за время действия специфической ставки акциза в 1997–2002 гг. поступления в бюджет от табачных акцизов выросли с 1,2 млрд до 12 млрд руб., т. е. в 10 раз, а собираемость платежей выросла с 20% до 100%. От комбинированной системы, напротив, одни неприятности: как утверждает Сердюков, из-за нее только в 2003 г. казна недосчиталась 600–700 млн руб. По мнению чиновника, это происходит потому, что “транснациональные компании реализуют табачную продукцию эксклюзивным дистрибьюторам по заниженным ценам” (в 2003 г. “занижение” составило 5–35%). К тому же косвенное поощрение производства дешевых сигарет плохо влияет на здоровье населения, взывает налоговый чиновник к совести замминистра.

Письмо Сердюкова было распространено вчера на коллегии Счетной палаты (СП), которая рассматривала итоги очередной проверки системы взимания табачных акцизов. Аудиторы СП сами недовольны новым порядком расчета акцизов, напоминает начальник инспекции палаты Николай Поляков. Минфин уже два года снижает задание по сбору акциза, но из-за махинаций табачников все равно недобирает до плановых показателей, убежден он. Поэтому СП поддерживает предложения налоговиков.

В Минфине менять систему табачных акцизов не спешат. “Пока сложно сделать выводы, надо ли сохранять действующую систему, этот вопрос нуждается в дополнительном обсуждении”, – говорит замначальника департамента налоговой политики министерства Наталья Комова. По ее словам, чиновники собираются сравнить уровень сбора табачных акцизов с поступлениями от акцизов на алкоголь, нефтепродукты и другие товары, а доклад с выводами представить на заседании правительства в марте. А федеральный чиновник, знакомый с письмом Сердюкова, напоминает, что после административной реформы ФНС не вправе выступать с самостоятельными предложениями по изменению налоговой системы: “Это должен делать Минфин”. Получить комментарии ФНС вчера не удалось.

“Государство вольно принимать любые решения, главное – чтобы они были обдуманными”, – говорит директор по связям с общественностью British American Tobacco Владимир Аксенов. По его данным, за весь 2004 г. сбор табачных акцизов был меньше планового задания всего на 0,05% (23,25 млрд руб. и 23,36 млрд руб. соответственно). Аксенов предлагает относиться к действующей системе как к переходной. “В будущем адвалорную составляющую нужно взимать с максимальной розничной цены, устанавливаемой производителем для каждой марки. Это исключит возможность трансфертного ценообразования, чего так боятся чиновники”, – рассуждает он. Схожую позицию высказывал и директор российского Philip Morris Лео Маклохлин в недавнем интервью “Ведомостям”. А вот управляющий по связям с общественностью компании Japan Tobacco International Андрей Ерин готов поддержать возврат к специфической системе налогообложения, поскольку та “абсолютно прозрачна и понятна”.