Без сюрпризов


Зато торговля от длинных каникул внакладе не осталась, предполагает экономист “Тройки Диалог” Антон Струченевский. “В первые 10 дней января людям ничего не оставалось, как отдыхать, развлекаться и тратить деньги”, – соглашается Гросул. Весной потребительский бум будет поддержан ускоренным повышением пенсий, замечает Владимир Пантюшин из Росбанка. Но роль потребительских расходов как двигателя экономического роста в течение 2005 г. будет постепенно ослабевать, поскольку компании не смогут повышать зарплаты прежними темпами, уверен экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лиссоволик.

Свой пессимистический взгляд на 2005 г. в целом экономисты объясняют неопределенностью в отношениях государства и бизнеса, снижающей активность инвесторов. “Основным ограничителем роста остается [недостаток] инвестиций”, – полагает Тиммонс. Чиновники произвольно трактуют налоговое законодательство, и инвесторам все меньше хочется вкладывать в долгосрочные проекты, замечает экономист Альфа-банка Наталья Орлова. В ближайшие месяцы темпы роста капвложений будут снижаться, поскольку законодательные изменения, ограничивающие полномочия налоговых органов, могут быть приняты не раньше второй половины года, считает она. К тому же в металлургии и телекоммуникациях 2004 год был пиковым по притоку инвестиций, а финансовые возможности строителей ограничены ослаблением отрасли после банковского кризиса, подчеркивает Орлова.

Старт нынешнего года не радует экономистов. “В январе этого года на четыре рабочих дня меньше, чем год назад [15 вместо 19], и этим все сказано, – замечает экономист Челиндбанка Дмитрий Панов. – Остается надеяться, что предприятия с непрерывным циклом производства работали не по официальному, а по собственному календарю”. Экономисты, полагающие, что так и было, ожидают роста январского промышленного выпуска на 3–5% против прошлогоднего (см. таблицу). Если же промышленники распустили рабочих на каникулы и январь фактически “выбыл из экономического оборота”, то производство в этом месяце увеличилось от силы на 0,3%, полагает аналитик “Церих Кэпитал Менеджмент” Юлия Гросул.

Опросы промышленных менеджеров показывают, что индустрия в январе наращивала обороты, хоть и очень слабо. Индекс деловой активности Moscow Narodny Bank в январе опустился с декабрьских 51,1 до 50,9 (50 – активность не растет). Замедлился рост выпуска и приток новых заказов, а из-за подорожания услуг смежников и естественных монополий большинство предприятий продолжают повышать отпускные цены, отмечает экономист MNB Пол Тиммонс. А по данным Сергея Цухло, завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), темп роста промышленного выпуска опустился в январе до минимальной отметки за два последних года. Сильно снизилась и удовлетворенность менеджеров спросом на их продукцию.

Еще одним фактором, замедляющим экономический рост, станет к середине года рост реального курса рубля. “К этому времени рубль преодолеет критически опасный для конкурентоспособности внутренних производителей уровень”, – полагает начальник аналитического отдела “Державы” Владислав Орешкин. По оценке Центра развития, уже за январь эффективный реальный курс рубля вырос на 3,5%. Однако пока лишь 22% опрошенных ИЭПП предприятий называют импорт помехой для роста выпуска (в октябре 2004 г. – 17%).