Сбербанк уступил “Кварсис” менеджерам


“Кварсис” был продан физическим лицам, заявил “Ведомостям” руководитель отдела общественных связей Сибирского банка Сбербанка Владимир Галкин. Назвать их фамилии и сумму сделки он отказался.

Сразу два собеседника “Ведомостей” – сотрудник банка и осведомленный о деталях сделки источник – рассказали, что новым директором “Кварсиса” стал Александр Стрельников, начальник отдела ценных бумаг Сибирского банка Сбербанка. “Вероятно, “Кварсис” продан менеджерам банка. Цель этой операции – дальнейшая ликвидация компании для списания просроченной кредиторской задолженности”, – поясняет источник. По его данным, основная сумма задолженности “Кварсиса” перед Сбером на конец 2004 г. составляла 37 млн руб., а полная сумма с учетом процентов и пеней “больше в несколько раз”.

Такую же версию высказывает и директор новосибирской компании, тесно работающей с банком: “Скорее всего, последует ликвидация юрлица и списание кредиторки. Возможно, через процедуру банкротства”.

Александр Стрельников заявил, что пока не готов комментировать, в чьих интересах прошла сделка и каковы дальнейшие планы “Кварсиса”. Он пообещал ответить на эти вопросы на следующей неделе.

“Кварсис”, будучи “дочкой” госбанка, фактически являлся частным бизнесом, рассказали “Ведомостям” руководители нескольких строительных компаний и компаний – партнеров сибирского банка. Основанный в 1991 г. “Кварсис” самостоятельно построил лишь несколько объектов, а потом выполнял функции финансового агента для созданных в конце 1990-х компаний “Кварсис-Риэлт”, “Кварсис-Проект” и др.

Галкин уверяет, что ни Сбербанк, ни его дочерняя компания “Кварсис” никогда не были аффилированы с остальными “Кварсисами”. Участники рынка в один голос называют все не сберовские “Кварсисы” личным бизнесом Петра Овчинникова, бывшего зампреда, директора административного управления Сибирского Сбербанка. Сам “Кварсис” не вел строительных проектов “уже лет пять”, говорит сотрудник “Сбера”. “Дочка” банка получала землеотводы, согласовывала техусловия, осуществляла финансирование через Сбербанк, а подрядчиками были частные “Кварсисы”, – говорит руководитель компании – партнера Сбербанка.

Овчинников ушел из банка после отставки председателя правления Александра Михина в июне 2003 г. Уход Овчинникова был вызван не только отставкой непосредственного начальника, уверен директор одной из новосибирских строительных компаний. Весной 2003 г. в Новосибирск приехала ревизионная комиссия из центрального офиса Сбербанка для проверки расходов при строительстве нового офиса банка на улице Кирова. Были выявлено нецелевое расходование средств, говорит источник. И после проверки все стройки частных “Кварсисов” заморозились или практически заморозились, отметил собеседник “Ведомостей”. Вскоре Овчинников ушел из “Сбера”.

Нынешний председатель Сибирского Сбербанка Владимир Ворожейкин, занявший пост летом 2004 г., в первом своем публичном выступлении в июле заявлял, что в ходе ревизии деятельности “Кварсиса” было выявлено “огромное количество нарушений”.

Овчинников после ухода из Сбербанка стал председателем правления группы компаний “Кварсис”, в которую входят “Кварсис-Риэлт”, “Кварсис-Проект” и другие компании. В начале недели связаться с Овчинниковым не удалось – в его приемной говорят, что он болеет. На сайте “Кварсис-Риэлта” сообщается, что компания строит три жилых дома. По мнению руководителя строительной компании, все “Кварсисы” построили не более 50 000 кв. м жилья. Для сравнения: только в 2004 г. в Новосибирске было сдано 370 000 кв. м жилья.

Будет ли банк пытаться вернуть долги “Кварсиса” преследуя его тесок, официально в “Сбере” не говорят. Источник в банке считает, что уже “мало шансов” вернуть многолетние долги, поэтому и решено избавиться от “дочки”.