Вдали от родины


Разница во времени между штаб-квартирой Catalyst в Нью-Йорке и Амстердамом составляет шесть часов, а между Амстердамом и региональным офисом компании в Сан-Хосе (штат Калифорния) – девять. Поэтому Окоби-Харрис часто приходится оставаться на работе допоздна. Только так ей удается общаться со своими коллегами. Она постоянно сильно устает.

Молодая женщина была вынуждена изменить привычный распорядок дня и составить расписание, которое лучше вписывается в ее образ жизни. Теперь по понедельникам и пятницам она работает с полудня до 20.30, а в остальные будние дни – с девяти утра до полудня, после чего следует перерыв до пяти. Вечерами в эти дни Окоби-Харрис задерживается в офисе допоздна.

“Люди никогда не помнят, в каком часовом поясе ты находишься, – рассказывает она. – Поэтому я решила изменить график рабочего дня. Нужно быть доступной европейским клиентам и проводить деловые встречи в Европе. Но вместе с тем мне не хочется упускать общение с коллегами на Западном побережье”.

Работа за границей сопряжена с целым рядом проблем, начиная с изучения нового языка и заканчивая пребыванием в новых деловых кругах, новом городе и соприкосновении с другой культурой.

Компании могут подготовить сотрудников к долгосрочным командировкам с помощью тщательного отбора, специальных тренингов, посвященных культуре других стран, преподавателя, который сам работал за границей. Тем не менее работодатели часто не понимают, что их зарубежные работники страдают от отсутствия баланса между работой и личной жизнью.

“Загранкомандировка – это не медовый месяц, – напоминает Скотт Салливан, старший вице-президент компании по предоставлению помощи в организации командировок GMAC Global Relocation Services в Оук-Бруке (штат Иллинойс). – Вы должны найти в себе смелость признать, что едете в командировку, где вас ждет очень ответственная работа”.

Возможно, за границей сотруднику придется работать больше, чем дома. Подобно Окоби-Харрис, он должен будет регулярно связываться со штаб-квартирой, а значит, рано вставать, сидеть допоздна в офисе и звонить по делам в выходные. В зарубежных представительствах зачастую меньше персонала, чем в подразделениях компании в ее родной стране. Поэтому в дополнение к обычным обязанностям сотрудник, скорее всего, будет чаще ездить в деловые поездки. Плюс к этому ему придется приспосабливаться к особенностям чужой деловой культуры. К примеру, если в стране введена шестидневная рабочая неделя, то сотруднику придется ее соблюдать.

Понятно, что в таких условиях работники зарубежных представительств нередко перегружают себя работой. Cendant Mobility, консалтинговая фирма по перемещению сотрудников, которой владеет корпорация Cendant, опросила 548 экспатриантов. В результате выяснилось, что 58% жаловались, что стали меньше общаться с друзьями и что качество их жизни упало. 52% скучали по семье.

Джона Рэзона, сотрудника британской телекоммуникационной компании Cable & Wireless Group, отправили в длительную командировку в Саудовскую Аравию. Ему тоже пришлось изменить график работы, потому что пятница для мусульман священный день. Он стал работать с субботы по среду. Но вскоре он обнаружил, что его рабочий день стал “длиннее, чем в Лондоне”, а кроме того, ему часто приходилось работать по выходным. Ему звонили из Лондона, даже когда он играл в теннис в свой свободный день. Чтобы разрешить проблему, Рэзон предложил более гибкий график телефонных конференций. Одну неделю он работал в свой выходной день, в четверг. В другую неделю в субботу, т. е. тоже в выходной, на работу выходили его коллеги из лондонского офиса.

Рэзон рекомендует экспатам оговаривать свой график работы с руководством головного офиса. “Удостоверьтесь, что вас правильно поняли: никому не нравится говорить по телефону о делах в выходные дни, если, конечно, не сложилась какая-нибудь критическая ситуация”, – говорит он. Но “не берите на себя обязательств работать семь дней в неделю, когда в этом нет никакой необходимости”.

Работникам зарубежных представительств тяжело найти баланс между работой и личной жизнью еще и потому, что им приходится постоянно общаться с клиентами и коллегами. Во многих странах невозможно вести бизнес без личных связей. В Японии, к примеру, сотрудники часто обедают вместе, а в Европе приняты долгие ланчи с клиентами. Однако в штаб-квартире могут и не понять, что это не просто беззаботные, дружеские посиделки, а затянувшиеся деловые встречи.

Порой сотрудники загранпредставительств работают слишком много, потому что считают, что должны оправдать более высокую зарплату. “Я знал, что компании приходится тратить больше средств на мое пребывание за границей. Я чувствовал возложенную на меня ответственность и работал гораздо больше”, – говорит Рэзон.

Эксперты предлагают несколько рецептов того, как сохранить баланс между работой и личной жизнью в долгосрочной загранкомандировке.

Нужно сначала понять, во что ввязываешься, и только потом принимать предложение о работе. Поговорите с теми, кто уже живет за границей, и выясните, как им удается поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Вам может немало помочь книга Терри Моррисон “Поцелуй, поклон или рукопожатие” (Кiss, Bow or Shake Hands), где даются четкие рекомендации по поводу работы в дальних странах.

Разработайте определенный график работы и придерживайтесь его. Разместите расписание вашего рабочего дня на внутреннем корпоративном сайте или в компьютерном бюллетене фирмы. Тогда коллеги будут знать, когда к вам обращаться. Тем не менее надо понимать, что рабочий день может затянуться, даже если вы все хорошо распланировали.

Просвещайте ваших коллег на родине. Не думайте, что сотрудник нью-йоркского офиса будет знать, который сейчас час в Гонконге. Простые правила проведения телефонных конференций, установленные для обоих офисов, могут избавить вас от головной боли и высвободить время для сна.

Пользуйтесь техническими средствами, которые помогают сэкономить время. Мобильный телефон или карманный компьютер с электронной почтой позволяют вести дела, не находясь в офисе.

Возьмите отпуск. Ведь так легко закрутиться с делами, когда работаешь за рубежом. Сделайте перерыв и подзарядитесь энергией. (WSJ, 25.01.2005, Мария Подцероб)