Фонды с иностранным акцентом – 5


Не секрет, что многие американские взаимные фонды не хотят продавать свои паи инвесторам-нерезидентам. А чтобы привлекать средства клиентов из других стран, американские управляющие специально регистрируют за границей так называемые офшорные фонды (offshore funds). Обычно они получают прописку в безналоговых зонах или на территориях низких налогов, например в Ирландии, Люксембурге, на Каймановых островах, рассказывает консультант компании Roche & Duffay Анастасия Абоева. В этом случае чаще всего и инвестиционный фонд, и его инвесторы полностью освобождаются от уплаты налогов на полученные доходы. Кроме того, в этих странах обычно менее жесткое по сравнению с США регулирование фондового рынка и рынка коллективных инвестиций, поясняет генеральный директор УК “Паллада Эссет Менеджмент” Элизабет Хиберт. По ее словам, создание такого фонда обходится управляющей компании значительно дешевле, чем в Америке.

В остальном офшорные фонды мало чем отличаются от американских собратьев. Зачастую стратегии управления и инвестиционные декларации офшорного и американского взаимного фондов одной компании похожи как две капли воды.

Проблемы прописки

Хотя формально офшорные фонды имеют право продавать паи жителям разных стран, на практике инвесторам далеко не всегда удается купить паи выбранного фонда. Дело в том, что для привлечения средств частных клиентов-нерезидентов фонду необходимо получить одобрение регулятора фондового рынка в стране проживания инвесторов, поясняет президент общества вложений латвийского банка Parex Сергей Медведев. По его словам, подобная регистрация дает фонду возможность публично рекламировать свои услуги в стране и продавать паи широкому кругу инвесторов. После регистрации деятельность фонда автоматически подпадает под действие местных законов. Таким образом, клиенты получают дополнительные гарантии защиты своих прав, добавляет Медведев.

Но, по словам Хиберт, официально в России пока ни один иностранный инвестиционный фонд не зарегистрировал свои паи для продажи. Поэтому россияне смогут приобрести лишь паи “незарегистрированных” офшорных фондов.

К их покупке эксперты советуют относиться избирательно. Медведев советует отдать предпочтение фондам, получившим разрешение на продажу своих паев в каких-либо европейских странах, ведь это гарантирует дополнительную проверку качества управления фондом.

По мнению Элизабет Хиберт, более надежными считаются фонды, зарегистрированные на Бермудах, Каймановых и Британских Виргинских островах, на островах Мэн и Джерси, в Люксембурге, Гонконге и Ирландии. Это объясняется высоким уровнем развития законодательства, судебной системы и банковской инфраструктуры, а также политической стабильностью. А вот фонды с пропиской на Кипре и Гибралтаре считаются более рисковыми, говорит Хиберт.

Лучше, если фондом управляет известная компания, а его паи продает брокер, зарегистрированный в стране с жесткими правилами регулирования фондового рынка, например в США или странах Евросоюза, добавляет Медведев. Иначе инвестор рискует вложиться в некачественно управляемый фонд, предупреждает эксперт.

Стань пайщиком

Купить паи офшорного фонда, так же как и взаимного, можно либо в самом фонде где-нибудь в Люксембурге или Ирландии, либо у брокера-агента. Например, банк Parex в Латвии является агентом более 70 фондов, паи которых разрешено продавать в этой стране. Найти перечень агентов обычно можно на сайтах самих фондов.

Состоятельным инвесторам, располагающим суммой свыше $100 000, агенты обычно помогают открыть счет напрямую в фонде, а в дальнейшем инвестор может общаться с фондом самостоятельно. Более мелким инвесторам брокер обычно по поручению инвестора покупает паи на свое имя как номинального держателя. Возникновение такого посредника нисколько не увеличивает риски клиента, уверяет Медведев из банка Parex. По его словам, если агент вдруг прекратит сотрудничество с фондом, инвесторам сразу предложат либо перерегистрировать паи на свое имя, открыв собственный счет в фонде, либо перевести их на счет у другого агента. На этот случай эксперты советуют обязательно сохранять все выписки по счету и подтверждения о совершении сделок, которые были выданы агентом. С их помощью инвестор сможет доказать совершение сделок при переводе паев на другой счет или при возникновении спорной ситуации, говорит Хиберт из УК “Паллада Эссет Менеджмент”.

Повышенные издержки

Существенный недостаток офшорных фондов для частных инвесторов – более высокие издержки. Поскольку такие фонды изначально нацелены на работу с инвесторами из разных стран, управляющие закладывают высокие расходы на администрирование, например ведение клиентских счетов, поясняет профессор финансов американского университета Pepperdine Николай Чувахин. В среднем расходы офшорного фонда выше аналогичного взаимного фонда в США на 0,3–0,5% от стоимости активов.

Офшорные фонды обычно устанавливают более высокие пороговые суммы для инвестирования. Например, инвестировать в Templeton Global Bond Fund необходимо $5000, а в Aviva European Corporate Bond Fund – 10 000 евро. Кроме того, “офшоры”, как правило, взимают с инвесторов дополнительные комиссии в виде надбавок при покупке паев и скидок при их погашении. Впрочем, многие агенты снижают эти сборы. Как правило, фонды разрешают агентам продавать свои паи дешевле в обмен на привлечение большего числа клиентов, говорит Медведев из Parex. В частности, купить паи фондов семейства Franklin Templеton в банке Parex можно с 1,5%-ной надбавкой вместо обычных 5%.

Налоги

Так же как и другие типы фондов, офшорные фонды платят своим клиентам дивиденды. Если паи куплены в фонде, дивиденды обычно зачисляются на банковский счет инвестора. Если через агента – то средства зачисляются на счет инвестора у брокера.

Поскольку офшорные фонды чаще всего регистрируются на территориях со льготным налогообложением, инвесторам из России придется платить налоги с полученных в них доходов только по месту жительства. С дивидендов нужно уплатить в российскую казну 9% от суммы, а с дохода от перепродажи паев – 13%. Но предварительно инвестору придется самому доказать отечественным налоговым органам, какой доход и в каком объеме был получен за рубежом.

В некоторых странах, например в Люксембурге, с самих инвестиционных фондов взимается налог в размере 0,01–0,05% от чистых активов фонда, говорит старший менеджер департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte Ольга Белоусова. Так что в итоговом доходе инвестора будет учтена и эти статья расходов, но налог с доходов инвесторов-нерезидентов здесь не взимается.