Камуфляж


“Время цифровых искусств! Время цифровых искусств гораздо лучше, чем время цифровых художников”, – написал один из самокритичных участников фестиваля Алексей Беляев в пояснении к своему проекту “Арт-самурай”. Его слова надо понимать, видимо, так: время восторгов перед цифровыми технологиями мало изменило циничных и бунтующих художников. Новые технологии стали лишь хорошим подспорьем в работе: очередных издевках над штампами, масс-культурой, слабостями людскими – господи, да, можно сказать, над всем святым. Ну скажите, зачем трогать святое – например, восточный молельный коврик, который Янек Симон сделал площадкой для игры “Захватчики ковра”. Вместо мучительной медитации вам предлагается занимательная игра: с помощью джойстика можете расстрелять все мелкие элементы узора ковра – игра проецируется на коврик, и играете вы на нем же. Нет никакого уважения и к культурному наследию – в игре, продуманной Лоренцо Пиццанелли, вы становитесь Марселем Дюшаном и уничтожаете с помощью пульверизатора коварные, хищные улыбки Моны Лизы или раскалываете молотком надоевшие статуи Давида.

Хотя высокие технологии и стали хорошим материалом, сами художники, прямо скажем, относятся к их чудесам скептически. Так, Сергей Тетерин придумал “кино из мясорубки”. Чтобы действие в low tech кинофильме развивалось, нужно крутить ручку раритетной мясорубки, приобретенной на пермском рынке. Мясорубка на самом деле PC-совместимое устройство для ручного производства фильмов, но все лишнее умело скрыто от любопытных взглядов. Под такого рода разработки сами художники подводят идейную платформу: никто не должен забывать, что приобщение к искусству – тяжкий труд и облегченных вариантов не будет. Несерьезное отношение к технике продиктовано размышлениями о высоком, ощущением беспомощности техники, которая не может глобально изменить что-то в жизни. И кто, как не художник, даст себе труд об этом задуматься.

Как объяснила Олеся Туркина, крупный специалист в России по видеоарту, новейшие технологии – это прежде всего новая форма, камуфляж. Новая форма старых выпадов. И не всегда таких уж беззубых. Вот, например, Ольга Киселева разработала программу Eх-streame, с оборудованием для которой помогла санкт-петербургская ФСБ. Но все, на что способна техника, – это поглотить очередное послание, которое вы можете набрать на клавиатуре, и отправить его в базу данных. На мониторах компьютеров заметно движение потоков информации. Теперь, видимо, должен задуматься пользователь, а к чему все это.