Рассрочка от Абрамовича


В начале 1990-х федеральный бюджет щедро выдавал “золотые кредиты” регионам, на территории которых добываются драгоценные металлы. Администрации получали чистое золото под залог будущей добычи. По данным Счетной палаты, при предшественнике Абрамовича Александре Назарове Чукотский автономный округ получил в 1994–1995 гг. 15,8 т золота ($195,1 млн по курсу на момент выдачи кредитов).

К декабрю 2000 г., когда Чукотка выбрала губернатором совладельца “Сибнефти”, округ возвратил Федерации только 4,22 т золота и с учетом процентов, штрафов и пеней остался должен 15,60 т. “Кредит был полностью истрачен за четыре года из-за экономической неграмотности и гиперинфляции, а найти тех, кто конкретно должен за это отвечать, было невозможно”, – вспоминает бывший руководитель одной из золотодобывающих компаний Чукотки. По его словам, большую часть золота, которое удалось вернуть центру, пришлось покупать за счет окружного бюджета.

Чукотка оказалась далеко не единственным регионом, который не смог вовремя расплатиться с центром. Минфин начал подписывать соглашения о реструктуризации “золотых кредитов” с регионами-должниками еще в 2002 г. Но администрацию Чукотки не устраивал предложенный министерством пятилетний срок реструктуризации. Первый вице-губернатор округа Андрей Городилов объяснял это тем, что размер долга слишком велик по отношению к доходам бюджета. Поэтому чукотские власти предлагали центру реструктурировать “золотой долг“ на 10 лет. Абрамович не уступил и после того, как в мае прошлого года аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин объявил Чукотку регионом-банкротом, поставив властям округа на вид все тот же злополучный “золотой кредит”.

“В Минфине долго не хотели идти навстречу, рассчитывая, видимо, что мы погасим долги из собственных источников”, – рассказывает источник, близкий к администрации округа. В декабре 2000 г. госдолг Чукотки превышал доходы регионального бюджета в 14 раз. С тех пор команда Абрамовича реструктурировала просроченные долги предшественников перед Минфином и Росрезервом на 1,3 млрд руб., погасила долги по северному завозу на 1 млрд руб. и выплатила несколько кредитов коммерческим банкам.

А в конце декабря Чукотка наконец заключила соглашение о реструктуризации долгов по “золотому кредиту” на сумму 6,2 млрд руб. до 2014 г., рассказал “Ведомостям” Городилов. “Теперь у округа не осталось просроченных долгов [федеральному] бюджету”, – резюмировал он. Чиновник Минфина, знакомый с ситуацией, подтвердил слова Городилова.

В принципе, администрация Чукотки могла бы сдвинуть окончательное погашение этого кредита и на 2034 г. Такое право ей дает закон о федеральном бюджете – 2005. Почему регион этим правом не воспользовался, Городилов не объяснил.

Абрамович внес большой личный вклад в решение бюджетных проблем региона. Как говорил “Ведомостям” источник в его окружении, чукотский губернатор только в 2003 г. заплатил больше 1 млрд руб. подоходного налога в казну округа.

Губернаторские полномочия Абрамовича истекают в декабре. В 2003 г. он уже давал понять, что не собирается баллотироваться на второй срок. Урегулирование финансовых проблем с центром за год до ухода – сильный шаг Абрамовича, считает Ростислав Туровский из Центра политических технологий. Пока на Чукотке оставался висеть просроченный долг перед центром, Минфин мог в любой момент приостановить перечисление трансфертов в округ, направляя их на погашение долга, говорит Илья Трунин из Института экономики переходного периода.

А Алексей Макаркин из Центра политических технологий считает, что команда Абрамовича просто “дожала” Минфин, который раньше, возможно, надеялся, что совладелец “Сибнефти” не пожалеет денег на решение проблем Чукотки. После того как всем стало ясно, что Абрамович уходит, Минфин признал долг безнадежным, заключает эксперт.