ВЭБ обеспечил рекорд


Как сообщил вчера Центробанк, на 28 января золотовалютные резервы России составили $128,3 млрд против $118,7 млрд на 21 января. Таким образом, за неделю государственная копилка пополнилась на $9,6 млрд, или на 8,1%, установив новый рекорд за всю историю. До сих пор самый большой скачок – $5,6 млрд за неделю – был в июле 1998 г., когда Россия получила стабилизационный кредит МВФ на $4,8 млрд.

Причину запредельного роста резервов ЦБ не объяснил. Не смог этого сделать и зампред Центробанка Константин Корищенко, а первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев и председатель банка Сергей Игнатьев весь день были недоступны для комментариев. Без ответа остался и официальный запрос “Ведомостей” в ЦБ.

Ростом золотовалютных резервов России сейчас никого не удивишь: цены на нефть высоки, приток валюты в страну огромен, и Центробанку, пытающемуся притормозить укрепление рубля, приходится скупать экспортную выручку. Только за прошлый год резервы выросли почти на $50 млрд до астрономической суммы $124,5 млрд.

Но $10 млрд за одну неделю – это слишком много, отмечает начальник аналитического отдела банка “Держава” Владислав Орешкин. Такой скачок, по его мнению, могла бы спровоцировать только паника на валютном рынке. “Например, если бы ЦБ объявил, что фиксирует курс на уровне 27 руб./$ или намерен сдерживать инфляцию, отпустив рубль [в свободное плавание], – рассуждает Орешкин. – Других экономических причин [для огромных продаж валюты Центробанку] нет”. “Очевидно, что этот рост не имел отношения к операциям на открытом рынке”, – соглашается начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев.

Аналитики не сомневаются, что $6 млрд в резервах имеют восточное происхождение. Версия у всех одна – китайские деньги, которые привлек для “Роснефти” Внешэкономбанк, указывает Александр Кудрин из “Тройки Диалог“. На этой неделе руководитель Росэнерго и член совета директоров “Роснефти” Сергей Оганесян заявил, что госкомпания получила от китайской CNPC $6 млрд предоплаты за поставки нефти, а министр финансов Алексей Кудрин добавил, что деньги “Роснефти” предоставил ВЭБ, заняв их у китайских банков. Участники рынка, однако, полагают, что эти средства могли быть использованы для покупки “Юганскнефтегаза”.

Получив от китайских банков деньги, ВЭБ продал их напрямую ЦБ, предполагает директор аналитического управления “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Это обеспечило бы соответствующий рост резервов. Полученные рубли он одолжил “Роснефти”, чтобы та смогла рассчитаться с банками, профинансировавшими ее участие в аукционе и своевременные расчеты с бюджетом, рассуждает аналитик. Получить комментарии во Внешэкономбанке вчера не удалось. Источник, близкий к Банку России, добавляет, что рост резервов мог произойти и по другой причине: например, если ВЭБ держит привлеченные средства на своем счете в ЦБ. Это увеличило бы валютные активы ЦБ, а с ними и ЗВР.

Остальные $3,6 млрд прироста резервов, по мнению экспертов, могут быть результатом интервенций Центробанка в поддержку доллара. “В прошлый понедельник [24 января] ЦБ видели на рынке с большой покупкой”, – напоминает Моисеев. По оценке старшего дилера МДМ-банка Петра Неймышева, в тот день ЦБ купил около $3,5 млрд. Если бы не его поддержка, то курс с отметки 28,16 руб./$ мог упасть не на 15 коп., а гораздо больше.