Распродажа в Сибири

С.Петров

Но эксперты думают, что фавориты уже определены – это те, кто уже начал проекты в Восточной Сибири. Среди них Стивен Дашевский из “Атона” и Сныков называют “Сургутнефтегаз” (оператор Талаканского месторождения в Якутии), ТНК-BP (через “РУСИА Петролеум” владеет лицензией на Ковыктинское месторождение в Иркутской обл.) и “Газпром” – единственный, кому государство может доверить строить трубу. Последний давно подбирается к активам в Восточной Сибири и уже включил Чаянду в долгосрочную стратегию освоения региона (правда, последним этапом). В 2003 г. руководители “Газпрома” и “Роснефти” Алексей Миллер и Сергей Богданчиков просили одобрения Владимира Путина на совместную разработку Восточной Сибири и Якутии. А ровно гоа назад, в январе 2004 г. .”Газпром”, “Роснефть” и “Сургутнефтегаз” заключили союз для разработки этой территории. ТНК-BP ведет переговоры о присоединении к этому альянсу. Управляющий директор ТНК-BP по газу Виктор Вексельберг предлагал создать СП, куда внести лицензии на Ковыкту и Чаяндинское.

В распоряжении “Ведомостей” оказался перечень участков недр в Восточной Сибири и Якутии, которые Минприроды планирует продать в этом году. По словам чиновника Минприроды, документ будет опубликован в феврале 2005 г., а форма и сроки продажи месторождений определят позднее.

В списке Минприроды 38 месторождений нефти и газа: 13 в Иркутской области, 12 в Якутии, девять в Эвенкии и два в Красноярском крае. Большинство месторождений, которые Минприроды собирается выставлять на торги, относится к плохо исследованным. Но зато в перечень попало одно из крупнейших в России и в мире Чаяндинское газоконденсатное месторождение в Якутии. На торги также предполагается выставить хорошо разведанные Тас-Юряхское (114 млрд куб. м газа и 7,3 млн т нефти) и Верхневилючанское (107,5 млрд куб. м газа и 11,8 млн т нефти) и еще несколько средних месторождений в Якутии и Эвенкии.

Аналитики, опрошенные “Ведомостями”, оценивают стартовую цену на торгах только за Чаяндинское месторождение в сотню миллионов долларов и более, а инвестиции в проект – в несколько миллиардов. На торгах инвесторы могут просить скидку за труднодоступность месторождения, констатирует старший аналитик Sovlink Securities Лев Сныков.

Чиновники обещали, что нефтяники будут делить Восточную Сибирь в конкурентной борьбе. “Чтобы найти адекватных участников процесса, требуется открытый и широкий аукцион, и мы заинтересованы в том, чтобы не назначить, а избрать тех, кто способен выполнить такие жесткие требования”, – рассказывал о планах властей министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в недавнем интервью “Ведомостям”. По его словам, в торгах могут участвовать и “каким-то образом формировать пулы” международные компании.

Все три фаворита, похоже, заинтересовались торгами. “Освоение Чаянды уже обсуждалось в рамках консорциума с “Роснефтью” [которая вскоре может влиться в “Газпром”] и “Сургутнефтегазом”, – говорит пресс-секретарь председателя правления “Газпрома” Сергей Куприянов. “Восточная Сибирь – крайне перспективный регион, – подтвердил сотрудник ТНК-BP. – Мы будем смотреть на все, что будет выставляться на конкурсы. А наше участие зависит от условий”. Примерно то же сообщила и Раиса Ходченко, пресс-секретарь “Сургутнефтеза”. Впрочем, могут появиться и неожиданные участники. “Мы тоже намерены изучать предложения Минприроды и делать собственные оценки участков”, – констатирует пресс-секретарь “Сибнефти” Алексей Фирсов.

Аналитики не верят, что торги привлекут кого-то “со стороны”. Директор Института энергетической политики Владимир Милов считает, что ни у одной иностранной компании нет шансов получить лицензии на Восточную Сибирь: “У нынешних российских властей явное отторжение иностранного контроля над скважинами”. Сныков допускает, что к “Газпрому” могла бы примкнуть китайская China National Petroleum Corporation (CNPC), которая в отличие от “Газпрома” обладает финансовыми ресурсами. Милов напоминает, что CNPC в прошлом году уже заявляла о готовности подавать заявку на тендер по Чаянде. “Но китайцев миноритарная доля в этом проекте не устроит”, – предупреждает он. Источник, близкий к CNPC, подтвердил, что китайская компания по-прежнему интересуется нефтяными и газовыми активами в Восточной Сибири и готова вести переговоры с российским правительством на эту тему.