Амнистия для банкиров


Долгое время собственники российских банков предпочитали не афишировать факт владения кредитной организацией. По мнению ключевых менеджеров команды, пришедшей в ЦБ в 2002 г. во главе с Сергеем Игнатьевым, это серьезно подрывало имидж банков. Поэтому был провозглашен курс на повышение прозрачности структуры собственности банков. Уже в 2003 г. при увеличении капитала или замене лицензии банки должны были раскрыть ЦБ своих реальных владельцев. Обязательным стало это условие и при отборе банков в систему страхования вкладов.

Так, в контроле над банками признались президенты БИН-банка Михаил Шишханов, “Авангарда” Кирилл Миновалов, “ГЛОБЭКСа” Анатолий Мотылев. Проспект еврооблигаций раскрыл, что бенефициары банков “УралСиб”, “Автобанк-НИКойл” и ИБГ “НИКойл” – Николай Цветков и Вагит Алекперов. А на сайте Московского кредитного банка появилась информация, что владелец акционеров банка – Роман Авдеев, председатель совета директоров концерна “Россиум”.

При этом далеко не все собственники согласовали в нужное время с ЦБ свои приобретения. На прошлой неделе первый зампред ЦБ Андрей Козлов на встрече с банкирами пообещал, что поднимет в Банке России вопрос об амнистии тех собственников, которые признали себя владельцами уже постфактум, а не при консолидации пакетов. Об этом “Ведомостям” сообщили сразу несколько участников встречи.

Связаться с самим Козловым не удалось. А директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Михаил Сухов пояснил, что сейчас готовится нормативный акт, по которому собственники смогут ограничиться уведомлением ЦБ о своем участии в капитале банков. К ним ЦБ не будет применять никаких санкций. Однако на все новые приобретения будет действовать установленный законом порядок, уточнил Сухов.

Идея ЦБ воодушевила банкиров, ведь несогласованные сделки по приобретению акций могут быть аннулированы. Многие рады освободиться от этого груза, большинство сейчас хотят работать в рамках правового поля, считает первый вице-президент ассоциации “Россия” Владимир Киевский. А по мнению председателя банковского комитета Госдумы Владислава Резника, такой шаг ЦБ позволит владельцам многих банков сократить цепочку собственников.

Инициатива амнистии правильная, считает Кирилл Миновалов, владелец банка “Авангард”. Ведь если раскрывшиеся собственники банков могут быть наказаны, то реальные владельцы снова могут уйти в тень.

Это не добавит устойчивости всей банковской системе, говорит Миновалов. А президент ИМПЭКСБАНКа Дмитрий Еропкин считает, что Банк России руководствуется более утилитарными соображениями. “Де-факто ЦБ знал акционеров банков, но требовал документального подтверждения. Поэтому это не “амнистия”, а способ получения информации. Надзор не наивен и явно проверит ее. Подставными лицами обойтись не удастся”, – убежден Еропкин.

ЦБ не обсуждал свою инициативу с Федеральной антимонопольной службой, говорит замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Тем не менее серьезных препятствий со стороны ФАС для раскрытия номинальных или реальных владельцев с пакетами более 20% нет. Им придется лишь заплатить штраф в пределах 1000–5000 МРОТ, говорит Кашеваров.