ЦИФРА НЕДЕЛИ: $40 млн. Поле чудес


Купив 5% акций телекомпании “СТС Media”, американская Fidelity Investments задала новые ориентиры российскому медийному рынку. До сих пор было известно, что телевидение – выгодный бизнес, но вряд ли кто-нибудь взялся бы всерьез оценить крупные телекомпании в цифрах. Продавец акций “СТС Media”, инвесткомпания Delta Private Equity, довольно прозрачно дает понять, что получила примерно $40 млн. Это означает, что 100% акций телекомпании стоят почти $1 млрд.

Небольшие телевизионные бизнесы рынок уже оценивал: в 2003 г. Modern Times Group купила контрольный пакет “Дарьял ТВ” за $25–30 млн, а та же “СТС Media” недавно купила канал M1 за $50 млн. А вот сколько стоит телекомпания, “накрывающая” всю страну, до сих пор известно не было, и аналитики медиарынка категорически отказывались даже строить предположения на эту тему.

Способ оценки доходов телеканалов существует. Благодаря исследовательским агентствам известен объем рекламного рынка, а благодаря мониторинговым агентствам известно количество телезрителей, которые смотрят тот или иной канал. Рекламодатели, распределяя свои бюджеты, придирчиво ориентируются на “принадлежащие” каналам доли зрительской аудитории, поэтому деньги поступают каналам пропорционально количеству их зрителей.

Однако в отличие от многих других видов бизнеса информация о продажах мало говорит о финансовых показателях телеканалов. Их адекватная оценка невозможна: данные об инвестициях в производство программ и фильмов получить нельзя, поскольку они часто финансируются вчерную, вещание в ряде регионов дотируется государством, доходы непрозрачны. Сами телекомпании не спешат развеять мнение о непрозрачности своего бизнеса: та же “СТС Media”, например, не делится своими финансовыми показателями.

Если уж кто-то из экспертов и берется оценивать стоимость российских телекомпаний, то предваряет оценку оговоркой “они стоили бы столько, если бы работали по-рыночному”. Другими словами, если бы были прозрачны.

Не исключено, что телевизионщикам в ближайшее время придется расстаться с традиционной закрытостью. Приход на телерынок Fidelity Investments может стать сигналом интереса крупного западного капитала к быстро растущему медиарынку России. Но если управляющие фондов могут довольствоваться неформальным общением с руководством заинтересовавшей их компании, то для получения капитала на открытом рынке телевизионщикам придется консолидировать бизнес, нанимать аудиторов, публиковать отчетность и проводить прочие малоприятные операции, сопровождающие рождение публичной компании. Молчаливая “СТС Media” скоро перестанет быть молчаливой: есть убедительные свидетельства в пользу того, что она готовится к размещению акций. В начинающейся гонке за инвесторами молчаливыми придется перестать быть и компаниям телевизионной “большой тройки”. Если, конечно, им нужны инвестиции.