ИНТЕРВЬЮ: Анатолий Арзиманов, гендиректор и совладелец завода “ЯрПиво”


ЯРОСЛАВЛЬ – В начале 90-х возглавлявшему пивоваренную компанию “Балтика” Таймуразу Боллоеву удалось убедить своего друга – гендиректора и совладельца завода “ЯрПиво” Анатолия Арзиманова продать долю предприятия финско-шведской компании BBH. Тогда BBH уже владела контрольным пакетом “Балтики”. В результате иностранцы получили 50% акций “ЯрПива” за $10 млн.

В прошлом году Боллоев покинул пост президента “Балтики”, которая к этому времени стала крупнейшей пивоваренной компанией в стране. А в этом настала очередь Арзиманова. В конце года у гендиректора “ЯрПива”, превратившегося в группу компаний с оборотом более $200 млн, истекает срок контракта, и скорее всего, продлеваться он не будет. “Хочу отдохнуть”, – объясняет Арзиманов. Но прежде чем отпустить его на отдых, BBH предстоят нелегкие переговоры – вместе с партнерами Арзиманов контролирует блокирующий пакет акций “ЯрПива”, и условия, на которых будут консолидированы российские активы BBH, зависят от него.

– В конце прошлой недели BBH объявила, что в конце года вы покинете пост гендиректора группы компаний “ЯрПиво”. Это было ваше желание или акционеров?

– Нет, только мое. Я говорил об этом еще полтора года назад. Мне 65 лет, почему я должен работать? Мне еще надо хотя бы лет пять прожить. (Смеется.) Я сдаю компанию в расцвете, мне не стыдно – в десятки раз увеличил капитализацию. Если в 1996 г. она стоила $17 млн, то сейчас эксперты подсчитали капитализацию в $716 млн.

Но окончательного решения еще нет.

– Кто будет вашим преемником? Существуют ли кандидатуры?

– Сейчас занимаемся этим вопросом. BBH ищет, я своим предлагаю. Это решение будет в ноябре. Мы будем стараться, чтобы этот человек был лучше меня, чтобы двигал команду.

– Вы хотите, чтобы он был из “ЯрПива”?

– Я считаю, что это должен быть только российский менеджер.

– А такой руководитель, как нынешний президент “Балтики” Антон Артемьев, вас бы устроил?

– Антон Олегович, конечно, не Таймураз Казбекович [Боллоев, экс-президент “Балтики”]. Он практику не знает, на заводах не работал, он их не строил. С кадрами он сможет работать, у него есть обаяние и понимание. Хочется, чтобы еще жесткость была. Поэтому ему пока очень сложно. Мы с Тимуром (здесь и далее – Таймураз Боллоев. – “Ведомости”) столько лет работали, нам никуда не надо идти, мы уже знаем, что где происходит. А у Антона Олеговича все получится, но на это уйдут годы.

– Кстати, а Боллоев покинул “Балтику” по собственной воле?

– Таймураза Казбековича не уволили, он ушел сам. Они потеряли самого солидного менеджера, которой мог разговаривать с правительством и мог блокировать глупые законы. Он ушел, если я уйду, будет очень жалко отрасль. Но я думаю, что найдутся лидеры, не дадут загубить отрасль.

Он для меня также остается младшим братом и другом. Сейчас он занимается ФОСПом, хочет по западному стилю открыть сети магазинов по всей стране. Буду ему помогать, если понадобится.

– Существует ли вероятность, что вы останетесь в компании? Например, в качестве члена совета директоров или президента “ЯрПива”.

– Пока этот вопрос не решался, когда я буду уходить, мы еще это будем обсуждать. Я хочу подчеркнуть: я не только наемный менеджер. Мне небезразлично, кому мы отдадим завод. Возможно, буду контролировать ситуацию. У меня хорошие дивиденды, я заинтересован в тысячу раз больше, чем BBH. Там наемные менеджеры, а я-то акционер.

– Как вы намерены поступить со своим пакетом акций “ЯрПива”?

– Мне несколько раз акционеры задавали этот вопрос. Пока я продавать их не буду. У BBH сегодня 61%, еще 26% акций принадлежат заводским, в том числе руководству. Тем, кто болеет за компанию. Это может блокировать все решения. Пока я останусь акционером, дивиденды хорошие. Но жизнь есть жизнь, могут такие предложения сделать, что хватит и правнукам.

– Планируете ли увеличить свою долю в “ЯрПиве”? Например, выкупить долю у партнеров.

– Нет, они не хотят. Уже все расставилось по своим местам, никто ничего не продает.

– Каким вы хотите видеть предприятие после того, как уйдете на пенсию?

– Не на пенсию, а на отдых. Я хочу, чтобы “ЯрПиво” выпускал 60 млн дал пива в год (в 2003 г. – 53 млн дал. – “Ведомости”) и еще 40 млн дал – Воронежский пивзавод (в 2003 г. – 10 млн дал. – “Ведомости”). Чтобы люди получали зарплату не 1000 евро (средняя зарплата на предприятии. – “Ведомости”), как сейчас, а 2000 евро.

– Сколько вы инвестировали в прошлом году и сколько планируете вложить в этом?

– Мы потратили $27 млн на реконструкцию производства. Только на очистные сооружения $12 млн выложили – сделали городу подарок. Хотя BBH нас до сих пор упрекает – им же важен возврат инвестиций. Я им верну – штрафы не буду платить. В этом году $13 млн вложим в реконструкцию солодовни. Сейчас ее мощность – 18 000 т солода в год, а будет 60 000 т, в последующем – 102 000 т.

– А выращивать зерно не планируете, как владельцы “Красного Востока” Ильшат и Айрат Хайруллины?

– Нет, вряд ли. Я занимался этим вопросом, позвал управляющих всех совхозов, напоил. Все согласились. А когда начал работать… одному пять тракторов нужно, другому – 10, третьему – 15, и началось! Потом еле деньги вернул.

– Почему “ЯрПиво” до сих пор не выпускает зарубежные марки пива по лицензии?

– А что это даст? “Балтика” взяла Carlsberg и сидит с ним. Хорошо еще, что цену снизили. Надо двигать наши новые марки.

– Вы планируете вывод новых марок?

– Уже две готовятся. Когда я вижу, что конкретные напитки не продаются, я их снимаю и новые вывожу. Только так можно добиться того, чтобы пиво покупали, а не сидеть на “Жигулевском” 70 лет.

– А новые активы приобретать планируете?

– Акционеры много денег потратили на выкуп доли Hartwall (владела 50% акций BBH. – “Ведомости”), поэтому пока приобретений не планируется. Задача – загрузить существующие заводы на полную мощность. Да и нет уже интересных для покупки предприятий.

– Раньше участники рынка и аналитики полагали, что в 2004 г. рост российского пивного рынка составит 5–6%, а Росстат объявил, что производство увеличилось на 11,5%. Чем это объяснить и какой рост рынка вы прогнозируете в этом году?

– Я считаю, что 5–6% как было, так и осталось. Я вижу по данным, которые получаю с российских заводов. Думаю, в этом году, если депутаты еще чего-нибудь умного не примут, на ровном месте 5–6% роста можно сделать.

– Как вы думаете, чем вызван такой интерес к отрасли со стороны законодателей?

– Идет борьба за рынок международных производителей безалкогольных напитков. Логика простая: если не будут пить пиво, будут пить больше воды. Или водки. Тут расшифровывать нечего, все идет открытым текстом.

– В сообщении BBH говорится, что вы и Таймураз Боллоев были одними из инициаторов интеграции предприятий, входящих в холдинг. На каком этапе находится этот проект?

– Я с г-ном Боллоевым еще два года назад в Швеции говорил об этом акционерам, так как в одиночку жить невозможно. Это надо делать, чтобы мы могли противостоять нашим оппонентам. Я тогда лишь сказал, что мы должны созреть, чтобы не было никакого давления. 25 января приезжал [директор по развитию в Центральной и Восточной Европе компании Scottish & Newcastle, владеющей 50% BBH] Алан Хомс, обсудили, какое место будет занимать “ЯрПиво” в интеграции. Блокирующий пакет у нас, поэтому разговора по поводу слияния не может быть, пока мы не найдем общий язык с BBH. Сейчас мы обсуждаем возможность интеграции продаж. Это очень интересно.

– Что подразумевает объединение продаж?

– У “Балтики” очень много складов в регионах. Зачем я буду держать свой штат дистрибьюторов, когда можно использовать один на всех? Зачем мы будем между собой драться, когда у нас есть [конкурент] SUN Interbrew? Мы можем вместе продавать, а мы иногда мешаем друг другу.

– Речь идет об общей дистрибьюции только “ЯрПива” и “Балтики” или всех предприятий BBH?

– Всех, это должен быть пакет BBH. Будет один общий дистрибьютор – и все.

– Когда может произойти объединение?

– Я считаю, в этом году надо делать. Мы торопимся, чтобы успеть к сезону.

– А какого эффекта вы ожидаете?

– Думаю, если все получится, то к концу года вся семья BBH сможет увеличить продажи на 20%.

– На какую долю рынка тогда сможет претендовать BBH в России?

– Считаю, что 55% должно устроить, это займет год-два. Если этот год будет стабилизационный, то в следующем должен быть прорыв. На площадях всех торговых точек должна стоять продукция группы компаний BBH.

– Какую роль в интеграции будет играть “ЯрПиво”? И не получится ли так, что все производители будут тянуть одеяло на себя?

– Нельзя допустить ущемления любого брэнда. Иначе я откажусь. Я столько лет продвигал брэнд, его нельзя убивать. Дистрибьютор должен быть общим от BBH, а не от “Балтики”. Если мы оставим командование “Балтике”, то ничего не получится. Ведь “Балтика”, конечно, будет тянуть одеяло на себя, им объемы надо делать. Мы никогда не были и не будем под “Балтикой”, иначе не будет объективности и продажи упадут. Не хочу на себя тянуть одеяло, не хочу, чтобы другие тянули. Ведь все это делается, чтобы прибыль иметь больше.

– Рассматривается ли возможность розлива единых пивных марок на предприятиях группы, например “Балтики”?

– Возможно, это будет попозже. Мы должны изучать рынок, он будет нам диктовать. Маркетинг покажет, как скоро надо это делать. Вот смотрите, в 2004 г. мы перестроили региональные продажи, оптовиков всех убрали. Я думал, что сразу в гору пойду. Нет, наоборот, сел – продажи упали. Надо было постепенно это делать. Но вот Тимур два года хромал – в 2003 г. упала доля рынка из-за реформы дистрибьюции, а в 2004 г. у него пошли продажи.

– Что будет после объединения продаж?

– Разные формы могут быть. Может быть, слияние компаний.

– Переход на единую акцию с “Балтикой” будет означать уменьшение вашего пакета.

– Доля уменьшится, но акции увеличатся в цене.

– Но и влияние уменьшится?

– Да, уменьшится. Вот над этим мы и работаем. Все будет зависеть от предложения. К “ЯрПиву” особое отношение в BBH. Они понимают, что блокпакет у меня. Идет игра, я игрок, и они игроки. У них козыри, но не все, у меня тоже большие. Они могут продать свой пакет “Балтике”, но это ничего не изменит. Блокирующий останется у меня, и под “Балтикой” мы не будем! Это серьезная игра, Антон, на десятки миллионов долларов.

– Что вы будете делать после ухода из “ЯрПива”? У вас есть собственный бизнес?

– Мне столько лет уже, пора отдыхать. Но у меня хобби есть, вот, коней развел. Ипподром, скачки, сиди кайфуй. В июне-мае [ипподром] запущу, уже 19 лошадей английской и арабской пород есть. Может, и совхоз возьмем, надо их поднимать. Но активно я не буду этим заниматься.

– У входа в петербургский завод “Балтики” тоже стоит конюшня…

– У них четыре тяжеловеса там стоят, бочки возить. А у меня скакуны, летать будут!

– А сколько вы в лошадей уже вложили?

– Ерунда, десятки тысяч… Это хобби. Приезжайте на скачки, пусть они скачут. Будем сидеть и спорить: первый или второй придет?