“Агрос” расфасует муку


В марте на Сызранском мелькомбинате “Агрос” начнет фасовать муку под макаронными брэндами “Экстра М” и “Знатная”. “Мы присутствуем на рынке брэндованных макарон и решили использовать знание потребителем наших макаронных марок для производства муки”, – приводятся в сообщении компании слова директора по стратегическому маркетингу “Агроса” Юлии Блинковой. К концу 2005 г. “Агрос” планирует продавать 1300 т муки в месяц, а к 2007 г. увеличить производство до 4000 т в месяц и занять около 7% российского рынка. По оценке компании, сейчас в месяц в стране продается около 60 000 т фасованной муки на сумму в $27 млн.

Московская макаронная фабрика “Экстра М” уже пыталась фасовать муку. Два года назад концерн “Нефтяной”, которому тогда принадлежала фабрика, объявил о начале производства муки и планах по производству макарон быстрого приготовления. Но после покупки “Экстра М” группой “Агрос” проекты были закрыты. “Мука “Экстра М” в те времена производилась на условиях аутсорсинга, она была неконкурентна по цене и к тому же выпускалась в неконкурентной упаковке, поэтому мы проект закрыли”, – поясняет Блинкова. Сейчас, по ее словам, “все изменилось”: “Агрос” будет производить муку с доработанной рецептурой на собственном мелькомбинате и в красивой упаковке”. Сколько “Агрос” намерен потратить на продвижение мучных марок, Блинкова не раскрывает.

В октябре прошлого года бывший руководитель бизнес-блока “Продукция переработки зерна “Росхлебопродукт” (входит в “Агрос”) Павел Анфалов говорил о планах вложить в 2005 г. только в продвижение новой марки макарон “Ты и я” $6 млн. Новую марку планировалось сделать зонтичной – под ней “Агрос” хотел выпускать не только макароны, но и муку, соусы, хлебцы и сухарики. “Сейчас мы хотим развиваться на рынке муки в эконом-сегменте (килограммовая упаковка по 15 руб., 2 кг – 28 руб.), а потом уже выйти на рынок с мукой “Ты и я” в среднем ценовом сегменте”, – говорит Блинкова.

Опрошенные “Ведомостями” аналитики и участники рынка зерна и зернопродуктов считают расширение бизнеса “Агроса” логичным. “Сейчас традиционные производители муки ставят собственные линии по производству макарон, а почти все крупнейшие производители макарон занялись фасовкой муки”, – говорит гендиректор алтайского производителя макарон – компании “Алтан” Валерий Покорняк, который также начал фасовать муку два года назад.

Но выход на высококонкурентный рынок с дешевой мукой все считают ошибкой. Директор ИКАР Дмитрий Рылько считает низкий ценовой сегмент наименее перспективным. А гендиректор зерновой компании “Разгуляй” (входит в группу “Разгуляй-УКРРОС”, в конце прошлого года также начали производство собственной фасованной муки под маркой “Дивница”) Алексей Иванов считает, что сам рынок фасованной муки в России в долгосрочной перспективе неинтересен. “В год он сокращается на 3–4%, из-за того что [постепенно] уходят в прошлое традиции домашней выпечки”, – говорит он. Поэтому “Разгуляй”, помимо муки, выпускает под новой маркой еще и рис, гречку, сахар и рисовые хлопья. “Агрос”, похоже, также не намерен останавливаться на макаронах и муке. “Мы планируем развивать продуктовую линейку и сейчас изучаем рынок и предпочтения потребителей”, – говорит Блинкова. Но крупы фасовать под собственными марками, как это делает “Разгуляй” или “Инфолинк” (выпускает макароны, крупы и муку под маркой “Шебекинские”), группа не будет.