ГЛОБАЛИСТ: Колония Ирак


Первая (старая) трилогия “Звездных войн” – великолепный поп-символ того, как изменился имидж США за последние три десятилетия. Тогда “мы” были бандой горе-повстанцев на ржавой технике. Сегодня в теленовостях “мы” дарим свободу Ираку в форме безликих касок империи, либо что-то охраняющих, либо разъезжающих на устрашающих машинах смерти.

Британская империя для многих викторианцев типа лорда Керзона была гениальным глобальным институтом, несущим просвещение и прогресс меньшим расам и превращающим индийцев – прямо скажем, не без успеха – в английских джентльменов. Зато Америка, чья история началась с того, что она вышла из недр этой империи, всегда скептически относилась к завоеванию колоний. Когда после Второй мировой войны США унаследовали мировую политическую систему, они не просто не препятствовали деколонизации в Африке и Азии, но и во многом ей способствовали.

Американская “империя” в той форме, в которой она благополучно просуществовала до конца XX в., основывалась на коммерции, взаимозависимости и общих интересах. Что не исключало ни военного вмешательства, ни давления. Но принцип общины наций, поддерживаемый целым рядом международных организаций, оставался в этой системе главным.

Вторжение в Ирак явилось радикальной сменой этой матрицы. В Вашингтоне всегда верили, что народы мира, если им дать свободу выбора, сразу предпочтут демократию всем другим политическим системам. Взявшись устанавливать ее напрямую, Джордж Буш подверг эту теорию практическому тесту. В Ираке американская империя из виртуальной превратилась в физическую. Недавние выборы там наряду с предостережениями Ирану и Сирии в январской инаугурационной речи и в февральском послании “О положении страны” подтвердили этот курс.

Успех выборов в Ираке – во всяком случае, обширная явка шиитов и курдов – не мог не порадовать союзников США. Тем не менее они с сильным беспокойством вот уже четыре года следят за сменой курса в Вашингтоне. Перемена парадигмы – дело рискованное и малопонятное.

Тем более что уже сегодня ясно: к управлению империей США катастрофически не готовы. У Великобритании и Франции были компетентные бюрократические и административные классы, целая армия чиновников, управлявших империями. Ираком же правит министр обороны Доналд Рамсфелд – лорд Вейдер нашего времени. А гражданскую администрацию некоторое время сразу после войны составляли молодые республиканцы с Капитолийского холма, которые, поиграв месяц-другой в консультантов по демократии и приватизации, давно уже унесли от греха подальше ноги.

Выборы в Ираке напрямую впутали Вашингтон в сложную и опасную клановую игру на Ближнем Востоке. Опираясь на шиитов и курдов, США запустили процессы, которые примут неизвестно какую форму уже в самое ближайшее время. Вряд ли они приведут Ирак к демократии, а американских солдат домой.

А уж для рядовых иракцев американский эксперимент с прямым империализмом точно не сулит ничего хорошего. При всех проблемах черной Африки те страны, на чью долю выпало несчастье быть колониями Бельгии и Германии, у которых отсутствовал класс колониальных менеджеров, как-то по-особому несчастны. Так что иракцам имеет смысл изучить печальный опыт Руанды.