Медведи от Годзиллы


Как распределятся первые призы Берлинского кинофестиваля, именуемые “Золотыми” и “Серебряными медведями” (вот уж увели у нас название призов, так увели), угадать было трудно всегда. В отличие от Каннского фестиваля, всегда руководствовавшегося… нет, вы не правы, это распространенное заблуждение… не коммерцией, а искусством, поддерживавшего эстетический радикализм и кинематограф будущего, Берлинский фест обычно старается играть геополитическую роль. Быть мостом между Востоком и Западом, Европой и Азией. Его лозунгом мог бы стать давний девиз Московского кинофестиваля “За мир, демократию, социализм” – только в западном понимании этих слов.

Кроме того, Берлинале традиционно играла важную роль в оскаровской гонке. Когда оскаровская церемония проходила в конце марта, номинантов объявляли именно в разгар Берлинского фестиваля. Тут-то как бы случайно и оказывалось, что все оскаровские хиты борются за берлинских “Медведей”. Без наград Берлинале они не оставались.

Теперь, когда “Оскар” переехал на конец февраля, Берлинале уже не играет для него особой роли (того же “Авиатора” начали раскручивать гораздо раньше). Оттого фаворитов Берлинского фестиваля определить сложнее. Заочно программа кажется привлекательной. Там, в частности, несколько занятных американских фильмов, включая “Сосунка”, только что произведшего сенсацию на самом авторитетном форуме американского независимого кино в Санденсе, и “Кинси” с Лайемом Нисоном, посвященного одному из идеологов сексуальной революции. Там ряд громких французских картин, включая новейшие работы классиков Андре Тешине, Алена Корно и новомодного Жака Одиара (его предыдущий триллер “Читай по губам” нашел поклонников и в России). Там свежие ленты любимца Берлинале тайванца Цай Мин-ляна, сотоварища Ларса фон Триера датчанина Томаса Винтерберга (именно он снял в свое время фильм с сертификатом “Догмы” за № 1 – “Торжество”, тогда как фильму фон Триера “Идиоты” достался только сертификат за № 2) и заведомо интригующий альманах “Билеты”, три новеллы которого сняли три мэтра: итальянец Эманно Ольми, англичанин Кен Лоуч и иранец Аббас Киаростами.

На этом пока что загадочном фоне шансы сокуровского “Солнца”, которое мы уже успели оценить, выглядят весомыми.

Надо заметить, что наши фильмы есть в этот раз во всех бесчисленных берлинских программах (где тоже присуждают свои призы, пусть и несравнимые по авторитету с “Медведями”).

1. В конкурсе короткометражек, победителю которого также достается “Золотой медведь” (таким образом, “Золотых медведей” в Берлине два – несколько лет назад этого второго “золотого” получил Сергей Овчаров за “Фараона”), – десятиминутка Киры Муратовой “Справка”: изначально эпизод из ее последнего полнометражного фильма “Настройщик”, не вошедший в окончательную версию картины.

2. В основной внеконкурсной программе “Панорама” – “Марс” дебютантки Анны Меликян, чуточку напоминающий сюжетом давний “Город Зеро” Карена Шахназарова (герой попадает в странное местечко, словно бы существующее вне времени, откуда, кажется, нет выхода).

3. В конкурсе детских картин – только что завершенный на “Ленфильме” “Итальянец” незнакомого нам пока Андрея Кравчука, который охарактеризуем, когда увидим.

4. В альтернативной программе “Форум молодого кино” – “Пакостник” еще одной дебютантки, Татьяны Деткиной. Успевшие посмотреть этот фильм говорят, что Деткина сделала его в духе своего учителя Алексея Германа.

5. Особым событием фестиваля станет показ отреставрированного “Броненосца “Потемкин”, в новую версию которого включены некоторые незнакомые даже знатокам эпизоды.

6. Другим спецсобытием станет – не удивляйтесь – показ “Ночного дозора”, которому будет посвящена и вечеринка: за этой раскруткой стоит приобретшая мировые права на фильм голливудская студия “XXth Century Fox”.

7. На проходящем параллельно с фестивалем кинорынке будет презентован громкий проект Сергея Бодрова-старшего “Чингиз-хан”.

8. Можно упомянуть и то, что среди хитов конкурсной программы устроители феста выделяют и немецкую комедию “Один день в Европе”, в которой действие происходит в момент финала Лиги чемпионов по футболу в разных городах (включая Берлин, Стамбул и Москву), где столь же разные туристы становятся жертвами воров. Все нам дополнительная реклама.

Наконец, наши есть в жюри. Среди семи членов жюри сразу два представителя постсоветского кинематографа – украинский писатель и сценарист Андрей Курков (написавший, в частности, сценарий к умному триллеру “Приятель покойника” с Лазаревым-младшим в главной роли) и Ингеборга Дапкунайте, которая хотя официально представляет Литву, но всегда и во всем наша.

Возвращаясь к сокуровскому “Солнцу”, нужно, однако, заметить, что именно с жюри (куда еще, в частности, входят Франка Потенте из “Беги, Лола, беги” и глава известного Дома моды Нино Черутти) и главные проблемы. Его возглавляет немец по происхождению, известный голливудский режиссер, создатель блокбастеров “Универсальный солдат”, “День независимости”, “Годзилла”, “Послезавтра” Роланд Эммерих. Сокуров уже высказал в одном из интервью свое сомнение в уровне берлинского жюри. И то правда. Слышал ли в принципе о нем Эммерих? И что ему Сокуров? Пока что наши фильмы дважды побеждали в Берлине – “Восхождение” Ларисы Шепитько и “Тема” Глеба Панфилова. Победим ли в третий раз, отчасти зависит от Годзиллы.