Ненужное оборудование


Правительство Михаила Фрадкова не первый месяц бьется над повышением конкурентоспособности российской экономики. Диверсификацию производства и экспорта Минэкономразвития считает главной задачей среднесрочной программы социально-экономического развития – план рассчитан до 2008 г.

Пока же сырьевая зависимость только растет. По опубликованным вчера данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2004 г. Россия увеличила экспорт на 35,8% до $181,5 млрд, но доля в нем сырья выросла. Так, машиностроители вывезли своей продукции на 17,3% больше, чем в 2003 г., а доля машиностроительного экспорта сократилась за год с 9,3% до 8%. Хуже всего обстояли дела с поставками в дальнее зарубежье: при росте всего экспорта туда на 34,5% до $152,1 млрд на машиностроение пришлось лишь 5,5% против 7,1% годом ранее (рост 4,2% до $8,4 млрд). Российский индустриальный экспорт “носил однобокий характер”, говорится в материалах ФТС: 56% стоимости вывезенной продукции обеспечили механическое оборудование, ядерные реакторы и продукция авиапрома. Порадовал чиновников только экспорт в страны СНГ: они закупили у российских машиностроителей товаров на $6,17 млрд (+41,3%).

Структура экспорта компаний сильно зависит от сферы деятельности. Так, по словам Владимира Торина из компании “Русавтопром”, контролирующей ГАЗ, большинство машин поставляется в страны СНГ и продажи там растут быстрее всего. Источник в корпорации “Иркут” говорит о росте экспортных поставок на 15% до $700 млн, но компания продает за границу только военные самолеты, а в СНГ вообще не работает. “Силовые машины”, по словам представителя компании Виктории Вергельской, увеличили за 2004 г. пакет заказов из дальнего зарубежья на 5%, а продажи в СНГ не изменились.

Эксперты отмечают, что из $8,4 млрд – стоимость поставленных в дальнее зарубежье машин и оборудования – большая часть пришлась на продукцию ВПК. В таможенной статистике она учитывается как продукция машиностроения, напоминает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Так, по словам гендиректора “Рособоронэкспорта” Сергея Чемезова, в 2004 г. экспорт вооружений составил $5,7 млрд против $5,4 млрд в 2003 г. При этом на долю стран СНГ, по оценке Пухова, приходится менее 1% поставок вооружений. “Получается, что уровень экспорта гражданского машиностроения остался на прошлогоднем уровне в $3 млрд, а с учетом роста издержек доходы российских компаний от этого экспорта сократились”, – подсчитал эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

Бурный рост поставок в страны СНГ эксперты объясняют восстановлением разрушенных экономических связей. “Из статистики предыдущих кварталов видно, что растет товарооборот по комплектующим, поэтому можно говорить о росте кооперации, которая была присуща советской экономике”, – полагает Сальников. А по словам президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, в странах СНГ привыкли к российскому оборудованию, сохранилась ремонтная база, а документация на русском языке не вызывает отторжения.

Но машиностроители, обеспечивающие рост экспорта, почти исчерпали свои возможности, предупреждают эксперты. “Мы ожидаем резкого замедления темпов роста машиностроения, и как следствие можно прогнозировать, что потребности в росте кооперации со странами СНГ не будет”, – полагает Сальников. По мнению зампреда комитета РСПП по промполитике Владимира Рудашевского, государство, которое на словах готово поддержать машиностроение, “не может потратить [на него] даже $600 млн, заложенных в бюджете”. “Без этой поддержки расти может только экспорт оружия, единственного сектора машиностроения, на который власти обращают внимание”, – говорит он. По словам Чемезова, в ближайшие годы Россия ежегодно будет продавать оружия примерно на $5 млрд.