Белоруссия бастует


До 2005 г. в российско-белорусской торговле действовал принцип уплаты НДС по стране происхождения: если товар производился в России, а импортером этого товара выступала Белоруссия, налог платил российский продавец, и наоборот. С 1 января 2005 г. вступило в силу российско-белорусское соглашение о взимании НДС по стране назначения.

На выплаты примерно в $200 млн в год Минск претендовал не первый год. Но в итоге новация ударила по белорусским же предпринимателям. Вчера более 1000 из них вышли на митинг в центре Минска и требовали вернуть НДС в российскую казну, сообщает “Интерфакс” со ссылкой на правоохранительные органы. По сообщениям белорусских интернет-изданий, ссылающихся на республиканское общественное объединение “Республика”, в Гродно, Гомеле, Борисове и других городах прошли аналогичные акции протеста. Там, как и в столице, не работали рынки. Сами участники минской акции, с которыми удалось связаться “Ведомостям”, оценивают число митинговавших в несколько тысяч. “Люди даже не стали перекрывать улицы, а по тротуарам мирно прошествовали к Министерству экономики, чтобы передать свои требования. Милиция им не препятствовала”, – рассказал зампред совета по малому бизнесу Белорусского союза предпринимателей Евгений Скуратович. По сообщению агентства “БелаПАН”, под обращением об отмене нового порядка уплаты НДС подписалось 30 000 предпринимателей. Правда, в Минэкономики отказались принять его у митингующих.

Проблемы возникли не из-за самого принципа взимания НДС, а из-за “непродуманной реализации” реформы чиновниками, говорит президент Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. По его словам, российско-белорусское соглашение о порядке взимания НДС подразумевает, что налог должны платить все хозяйствующие субъекты. Между тем индивидуальные предприниматели согласно декрету президента должны платить только единый налог по фиксированной ставке и ЕСН. Но Министерство по налогам и сборам с 1 января начало требовать от предпринимателей уплаты НДС и, в связи с этим, ведения полноценного бухучета. При этом формы отчетности для белорусских экспортеров, собирающихся воспользоваться освобождением от НДС при торговле с Россией, налоговики до сих пор не подготовили, добавляет владелица малого предприятия, попросившая об анонимности. “Мы собирались было торговать с Россией с начала года, но теперь вынуждены приостановить проект”, – добавляет она.

Минфин и МНС Белоруссии вчера отказались комментировать ситуацию. Как сообщил пресс-секретарь белорусского премьера Евгений Мелешко, правительство не собирается удовлетворять требования бастующих, так как к новой системе уплаты НДС “шли очень долго”. “Принцип страны назначения при уплате косвенных налогов стимулирует экспорт. И сегодня в идеале цена на товар, импортируемый в Белоруссию или из Белоруссии в Россию, должна быть на сумму НДС меньше, т. е. цены не должны измениться, потребитель этого не почувствует”, – утверждает Мелешко. Впрочем, по сообщению “Интерфакса”, вице-премьер Андрей Кобяков предложил создать согласительную комиссию для доработки реформы с участием представителей митингующих. “Вопрос по НДС действительно решили не лучшим образом для белорусского бизнеса”, – признает пресс-секретарь генсека Союзного государства России и Белоруссии Иван Макушок.

Чиновник российского Минпромэнерго убежден, что Белоруссия не будет настаивать на отмене нового порядка взимания НДС. “Республика лет пять добивалась этого режима, поскольку много теряла при продаже в Россию своих товаров, собранных из российских комплектующих, – напоминает он. – В [производимом в Белоруссии] “МАЗе”, например, 60% комплектующих – российские”.

Предыдущая крупная акции протеста предпринимателей Белоруссии проходила осенью 2002 г. Тогда они митинговали за отмену требования об обязательного введении кассовых аппаратов. По словам Потупы, проблему удалось решить, добившись от властей упрощенного бухучета для малого бизнеса. “Тогда мы сидели на площади недалеко от резиденции президента”, – вспоминает Скуратович. Он не удивлен лояльностью властей по отношению к этим митингам: “Когда оппозиция выходит на улицу, ее просто бьют. Нас же немножко больше, к тому же мы отстаиваем то, что записано в декретах президента, но искажается правительством”. “[Президент Белоруссии Александр] Лукашенко выбрал меньшее из зол: основные силы он бросил на борьбу с оппозицией, с политическими партиями, потому что в предпринимательстве не видит особой опасности”, – согласен руководитель научно-исследовательского Центра Мизеса Ярослав Романчук.