ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Научные инвестиции


Брокеры и аукционисты с успехом торгуют коллекциями предметов, когда-то имевших отношение к науке. Большой интерес, в частности, представляют восковые анатомические модели конца XIX в., чертежные инструменты XVIII в. и т. д. – вплоть до эротических картинок викторианской эпохи, различимых только под микроскопом.

До XIX в. изготовители научных приборов старались делать свои творения элегантными и наделять их чертами индивидуальности – инструментарий должен был в числе прочего украшать стол или кабинет человека, пользующегося ими. Микроскопы, телескопы и глобусы XVIII столетия уже своим видом демонстрировали, что их владелец – достойный сын эпохи Просвещения. В моде была натурфилософия, и одним из законодателей этой моды был британский король Георг III, обладатель огромной коллекции таких инструментов.

По словам Тома Ньюта, руководителя отдела инструментов аукционного дома Christie’s, наибольшим спросом сейчас пользуются инструменты XVI и XVII вв., причем в будущем этот спрос сохранится. Предметы такого рода, как правило, изготовлялись из меди и затем покрывались золотом или серебром. Таковы, к примеру, многие астрономические приборы, солнечные часы, компасы.

В июне 2004 г. на торгах Christie’s за 122 850 фунтов стерлингов ($229 450) был продан универсальный астрономический прибор, изготовленный в 1556 г. немецким мастером Кристофером Шлиссером. Он позволяет определять положение Луны и Солнца, а также долготу местности. Похожий инструмент ушел с молотка в 1999 г. за 92 000 фунтов стерлингов ($171 800 по сегодняшнему курсу). Впрочем, Ньют отмечает, что спрос на научные инструменты изменяется циклически. Глобусы, созданные анонимными европейскими мастерами, были очень популярны пять лет назад, но сейчас цены на них упали примерно вдвое. Три-четыре года назад старинные телескопы не пользовались особым спросом, но за последние два года вошли в моду. Тревор Уотерман, возглавляющий дилерскую компанию Trevor Philip & Sons, уточняет, что за последние год-полтора цены на эксклюзивные, хорошо сохранившиеся астрономические приборы поднялись довольно высоко. Прежде всего это относится к солнечным часам XVI–XVIII вв. и к земным и небесным глобусам XVII–XIX вв.

Более дешевые, “второсортные” предметы продаются не столь хорошо, и отчасти в этом виноват слабый доллар. Многие инструменты XIX в. сейчас попадают в разряд второсортных: хотя их научная и практическая ценность выше, эстетически они сильно уступают более древним предметам.

Выбор старинных научных инструментов для коллекционеров сейчас очень велик, однако Джон Бэддели, глава отдела коллекционных продаж аукционного дома Bonhams, говорит, что этот рынок весьма статичен, а новые коллекции на нем появляются редко. “Многие люди не покупают инструменты, потому что ничего в них не понимают, – поясняет Бэддели. – Продавать такой товар трудно. Впрочем, такое непонимание странно: большинство из нас ходили в школу и имели возможность в достаточной мере приобщиться к науке, чтобы оценить, насколько красивы и удивительны эти предметы”. (FT, 5.02.2005, Александр Силонов)