Федоров разочаровался в “Газпроме”


Конкуренцию среди миноритариев усилил и сам “Газпром”, выдвинув собственного независимого кандидата – председателя управляющего комитета Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrkW) по России и СНГ Маттиаса Варника, напоминает Глазер. DrkW консультирует “Газпром” по слиянию с “Роснефтью”, в частности оценивал стоимость обеих компаний. Представитель DrkW воздержался от комментариев.

О своих сомнениях, баллотироваться ли ему в совет директоров “Газпрома”, Федоров рассказал агентству Bloomberg. Если до 24 июня, когда пройдет годовое собрание акционеров, не состоится либерализация рынка акций “Газпрома”, Федоров, возможно, не будет баллотироваться в новый совет директоров, передает Bloomberg.

Связаться с Федоровым “Ведомостям” вчера не удалось – он передал через секретаря, что окончательное решение примет в апреле.

Представитель “Газпрома” не стал комментировать заявление Федорова, но один из менеджеров монополии сообщил, что руководство компании надеется, что либерализация рынка произойдет до собрания акционеров.

Федоров впервые вошел в совет директоров “Газпрома” в 2000 г., когда компанией еще руководил Рем Вяхирев. С тех пор он был единственным представителем интересов миноритарных акционеров в совете директоров монополии. Он боролся за права миноритариев, активно критиковал деятельность руководства “Газпрома” при Вяхиреве и обещал либерализацию рынка акций при сменившем его Алексее Миллере.

“Многие инвесторы верили его словам о скорой либерализации и активно вкладывались в акции “Газпрома”, – вспоминает представитель одного из инвестфондов.

Но либерализации так и не произошло, и некоторые миноритарии разочаровались в своем представителе. Возможно, поэтому последние годы Федорову было все сложнее избраться в совет, рассуждает один из менеджеров “Газпрома”. Ряд инвесторов отдавали голоса его давнему оппоненту Вадиму Клейнеру из Hermitage Capital Management. Например, в 2002 г. Федоров набрал 9% голосов, а в 2004 г. – 7,2%, опередив Клейнера менее чем на 1%. При этом на фондовом рынке уверены, что свои голоса за Федорова отдал фонд Vostok Nafta, контролирующий 1,3% акций. Но в этом году Vostok Nafta выдвинул собственного кандидата – директора Сергея Глазера. ОФГ сейчас управляет 3,8% акций “Газпрома”, говорил недавно в интервью “Ведомостям” президент ОФГ Илья Щербович. Два года назад этот пакет составлял 7%. “Акции “Газпрома” сильно дорожали, и многие клиенты группы предпочли продать их”, – объяснял Щербович.

Вчерашнее заявление Федорова может быть связано с его неуверенностью в том, что он наберет достаточно голосов для прохождения в совет, полагает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров.

“Федоров затратил много усилий, чтобы приблизить либерализацию рынка акций “Газпрома”, – говорит Глазер. – Но до сих пор с этим есть неопределенность. На прошлом собрании акционеров Миллер пообещал, что уже в 2005 г. мы увидим другую компанию: одна акция один рынок. Слова надо подкреплять делами, и, возможно, Федоров, как член совета директоров, чувствует на себе ответственность”.

В такой ситуации голоса миноритарных инвесторов “Газпрома” могут распылиться и они рискуют остаться без своего представителя в совете директоров, опасается Глазер. Этот риск уменьшится, если Федоров откажется баллотироваться в совет, полагает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов.

“Кандидаты от миноритариев должны поддерживать между собой связь, чтобы не допустить распыления голосов”, – говорит Глазер.

Но Клейнер, похоже, ни на какие переговоры идти не собирается. “Мы ощущаем поддержку акционеров. Более 6% проголосовало за нас в прошлом году, и мы верим, что в этом году мы получим достаточно голосов”, – заявил он “Ведомостям”. Мазалов также уверен, что Клейнер и Глазер будут и “каждый сам по себе”.