Призрак передела


Вчера глава спецкомиссии Верховной рады по приватизации Валентина Семенюк, которая входит во фракцию социалистов, получивших три портфеля в правительстве Юлии Тимошенко, объявила, что намерена оспорить в судах законность продажи шести предприятий. В черный список Семенюк попали сталелитейный комбинат “Криворожсталь” (принадлежит Виктору Пинчуку и Ринату Ахметову, близким к прежним руководителям Украины), горнорудный холдинг “Укррудпром” (контролируется днепропетровской “Смарт-Груп”), Никопольский завод ферросплавов (контролируется Пинчуком и занимает 11,5% мирового рынка ферросплавов), Черноморский судостроительный завод, а также Николаевский глиноземный завод (97,5% принадлежат “Русалу”) и Запорожский алюминиевый завод (68% акций принадлежат компании “Авто-ВАЗ-Инвест”).

Семенюк не раз указывала на непрозрачность продажи украинских активов. В июне 2004 г. незадолго до аукциона по продаже 93% акций “Криворожстали” Семенюк и партнер юридической фирмы “Козьяков и партнеры” Ирина Назарова пытались помешать Фонду госимущества (ФГИ) Украины вскрыть заявки потенциальных участников конкурса. Они подали в Голосеевский суд Киева два иска к ФГИ о нарушении прав граждан Украины при подготовке и проведении конкурса. Позже Печерский районный суд признал жалобы необоснованными, и ФГИ начал вскрывать конверты с заявками участников.

“Прежде суды затягивали рассмотрение жалоб, поэтому я обратилась в Генпрокуратуру, и она согласилась помочь в ускорении судебных разбирательств”, – рассказала “Ведомостям” Семенюк. По ее словам, все иски по приватизационным сделкам она подавала в 2003–2004 гг.

ФГИ и владельцам предприятий ничего не известно о поданных Семенюк исках. “Об иске гражданки Семенюк нас никто не уведомлял, – говорит гендиректор “Авто-ВАЗ-Инвеста” Александр Михеев. – Хотя она не раз на словах критиковала конкурс по продаже ЗАлКа”. Нет информации об исках и в НГЗ, говорит руководитель пресс-службы “Русала” Вера Курочкина. А чиновник ФГИ Украины рассказывает, что “официального уведомления в фонд о подаче исковых заявлений пока не поступало”, но не исключает, что “история может получить продолжение”.

В окружении Семенюк уверены, что “активность депутата” связана с желанием возглавить ФГИ. “Семенюк является реальным кандидатом на пост главы фонда”, – говорит источник, знакомый с Семенюк.

На фоне курса новой украинской власти на пересмотр итогов приватизации “под горячую руку” могут попасть не только владельцы “Криворожстали”, к деприватизации которой уже приступил кабинет Тимошенко. “Идея пересмотра приватизационных сделок была одним из главных предвыборных лозунгов [президента Украины Виктора] Ющенко, – напоминает директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. – Теперь Ющенко важно доказать слова делом”. По его мнению эксперта, это вряд ли приведет к “масштабной национализации”, но показательные примеры “наверняка будут”, даже если собственниками активов являются российские компании. “Учитывая степень коррумпированности прежней власти, результаты конкурсов могут быть признаны недействительными, – соглашается аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. – И хотя НГЗ – очень важный актив для “Русала”, если суд вынесет решение вернуть завод, им придется подчиниться”.