Бизнес за партой


Примерно 20 лет назад группа предприимчивых студентов бизнес-школы решила продать футболки с изображением грузовика и надписью: Amos Truck School – Learn to Drive The Big Rig (Школа имени Амоса Трака – учитесь управлять большой упряжкой). Футболки были изготовлены для выпускного класса 1985 г. Но их оказалось больше, чем нужно. Поэтому излишек продали учащимся младших курсов.

Так родилась успешная розничная компания TuckStuff, которая каждый год меняла владельцев, доставаясь студентам очередного выпускного курса. “Студенты, управляющие бизнесом в этом году, говорят, что оборот компании превысит $150 000, что намного больше $3000, которые удалось получить компании в 1985–1986 гг.”, – говорит Лео Хопф, один из студентов, владевший в те годы TuckStuff.

Сейчас ассортимент компании заметно расширился. Кроме дешевых футболок студенты продают золоченые запонки, штаны для занятий йогой и даже складные кресла с логотипом Школы имени Амоса Така.

“Бизнес существует уже много лет, – говорит Хопф, ныне консультант по менеджменту в Берлингейме (штат Калифорния). – Я удивлен, что компания не останавливала работы даже на год. А ведь это могло бы случиться из-за отсутствия интереса или плохого управления”.

Год от года компания TuckStuff набирала обороты. Однако ее успехи болезненно воспринимались в бизнес-школе. Администрацию беспокоило, что каждый год бизнес перепродавался по все более высокой цене. Растущая цена компании отпугивала многих студентов, которые хотели, но не могли участвовать в аукционе. В 2003 г. семеро студентов – владельцев компании продали ее за $40 000. Для сравнения: в 1986 г. Хопф выручил за компанию всего около $500.

“Со временем мы поняли, что растущая цена компании создает ненужные проблемы, – рассказывает Стивен Лабрано, выпускник бизнес-школы, а ныне помощник декана и директор программы MBA. – Многие талантливые студенты просто не могли позволить себе купить долю в компании”.

Многочисленные претензии вызвало и то, что всю прибыль получает маленькая группка студентов, которая установила почти полную монополию на одежду с логотипом Tuck. Хопф утверждает, что в свое время получил $1800 прибыли при обороте в $3000. Поначалу бизнесом владели одновременно всего два-три студента. Но в последующие годы число владельцев утроилось. Ведь стоимость компании на аукционе все время росла. Увеличивались также объемы продаж и прибыли. Из семи владельцев с выпускного курса 2003 г. двое оценивают тогдашний объем продаж компании в $100 000. А еще один бывший владелец говорит, что рентабельность составляла от 20% до 30%. Это означает, что на каждого из совладельцев приходилось от $2800 до $4300. Другой же владелец сказал, что в тот год группа продала бизнес с не очень большой прибылью. Студенты, владевшие компанией в предыдущие годы, либо не могли вспомнить, сколько им удалось заработать, либо отказывались это обсуждать.

Надо добавить, что никому из студентов не удалось обогатиться. И все же ощущение неравенства вынудило школу прибегнуть к решительным мерам. Администрация школы перекупила компанию у владельцев-выпускников. Сумма сделки не разглашается.

Сейчас компания отчитывается перед Лабрано и другими администраторами, но ею по-прежнему управляют студенты, и они же получают основные прибыли. Только 10% прибыли идет школе, две трети оставшейся суммы получают семь студентов, управляющие компанией, а еще одну треть – студенческий совет школы, который распределяет заработанные средства между студенческими клубами.

Купив бизнес, школа в какой-то мере облегчила жизнь студентам-управляющим. Она обеспечивает TuckStuff оборотными средствами и предоставила ей помещение под постоянный магазин в студгородке, который открылся пару недель назад. По оценке Лабрано, новый магазин увеличит объем продаж TuckStuff на 20–30%.

Новые правила были введены еще с одной целью. Руководство школы решило использовать управление компанией в учебном процессе. Теперь студентов-менеджеров будут выбирать каждый год на конкурсной основе. Всем претендентам придется писать бизнес-план. Отборочная комиссия будет состоять из студентов, которые в данный момент управляют компанией, и из преподавателей школы. Ожидается, что студенты-менеджеры будут делиться своим опытом управления бизнесом с другими учащимися программы MBA. Школа собирается приглашать на лекции топ-менеджеров крупных розничных компаний.

Однако далеко не все довольны переменами в TuckStuff. Лабрано уверяет, что школа не будет участвовать в оперативном управлении компанией. Ранее вуз просто получал определенную сумму за использование своего логотипа. Однако Лабрано проконсультировался с некоторыми выпускниками школы и выяснил, что те хотели бы видеть компанию независимой. Только так бизнес сможет сохранить дух предпринимательства.

“Став частью школы, компания и в самом деле частично утратила дух предпринимательства”, – говорит Мэгги Хант, одна из совладельцев TuckStuff до получения степени MBA в 2002 г. Когда девушка работала в компании, то “обстановка там ничем не напоминала студенческий клуб. Казалось, что это действительно твой собственный бизнес. Не думаю, что я была бы столь увлечена, будь это очередным студенческим клубом”, – рассказывает она.

Тем не менее Хант, ныне консультант по стратегии в Бостоне, видит и преимущества новой структуры. Она обращает внимание на то, что теперь отпала необходимость в начальных капиталовложениях. Кроме того, она считает, что TuckStuff сейчас теснее связана со школой, а значит, ей легче выйти на выпускников вуза, которые составляют большую прослойку клиентов.

Студенты, управляющие компанией в этом году, заявляют, что довольны переменами. К примеру, учащийся второго курса Кристиан Оберле полагает, что сейчас команда смелее предлагает новые продукты, потому что при поддержке школы может позволить себе более крупные заказы. Недавно TuckStuff заказала галстуки от Vineyard Vines на сумму $12 000. При этом компания использовала счет Дартмутского колледжа.

“Если бы команда вела бизнес самостоятельно, она не нашла бы средств для оплаты такого заказа”, – говорит Оберле.

Его напарница, студентка Джейн Блэр, рассказывает, что в конкурсе победил бизнес-план ее группы, который предусматривал развитие брэнда женской одежды Tuck. Новая команда запланировала ряд маркетинговых акций. Теперь знаменитые лекторы, посещающие школу, приходят в магазин и раздают там свои автографы.

Оберле говорит, что не жалеет о том, что школа стала больше вмешиваться в дела TuckStuff. Он сравнивает это с ситуацией, когда начинающая компания финансируется венчурным предприятием. “Нам было бы очень трудно самим постоянно нести ответственность за все наши действия”, – добавляет студент-менеджер. (Dow Jones Newswires, 3.02.2005, Мария Подцероб)