НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Большая восточная стратегия


Положение России в мире часто сравнивают с двуглавым орлом, одна голова которого повернута на запад, а другая смотрит на восток. На самом деле ни о какой симметричности подходов никогда не было и речи. И Петербург, и Москва были обращены лицом к передовому Западу – Европе, а затем к США. Азия, напротив, всегда воспринималась как символ отсталости. В начале XXI в. такой подход не только устарел, но может оказаться гибельным. На то есть несколько причин – частью в форме вызовов и угроз, частью в виде возможностей и шансов.

Главной внутренней угрозой является нынешнее состояние востока России – Восточной Сибири и Дальнего Востока. После распада СССР эти регионы погрузились в глубокий кризис. Прежние модели развития уже неприменимы; новую модель еще только предстоит выработать и реализовать на практике.

Тем временем в этом огромном регионе ускоряются процессы депопуляции, деиндустриализации и всеобщей деградации. В XXI в. вопрос о единстве страны будет решаться не в Чечне. Все будет зависеть от того, сможет ли Москва добиться “двойной интеграции” Сибири и Дальнего Востока, прочно встроив их в общероссийское пространство и одновременно сделав их составной частью динамично развивающегося региона Северо-Восточной Азии. Восток России уязвим, но без Дальнего Востока и Сибири Россия превращается в Московию. “Вызов востока” – пробный камень способности российского руководства к государственному мышлению и действию.

Главным вызовом извне является возвышение Китая. Большинство россиян все еще зациклены на США, чьи позиции в мире резко усилились после окончания “холодной войны” на фоне столь же резкого ослабления позиций России. На самом деле динамика изменения положения России и Китая еще драматичнее. В 1990 г. ВВП двух стран был примерно равен. К 2005 г. Китай лидирует со счетом 4 : 1. В дальнейшем этот счет будет возрастать. Китай уверенно идет к тому, чтобы стать ведущей державой Азии и глобальным игроком.

Россия, соответственно, обязана уделять Китаю не меньше внимания, чем Америке. Речь не идет о необходимости “противодействовать китайской угрозе”: ее не существует. России, однако, придется научиться иметь дело с Китаем как с более сильной и динамичной страной, чем сама Россия. Учение не из легких.

Главный внешнеполитический урок 1990-х гг. для Москвы заключается в том, что Россия не может рассчитывать на интеграцию в западные институты – НАТО и Евросоюз. Она может добиться достойного места в мире только на путях глубокой внутренней трансформации и просвещенной внешней политики, главная цель которой состоит в привлечении внешних ресурсов для модернизации страны. Для того же чтобы Россию уже сейчас воспринимали более серьезно как в Европе, так и в Америке, нужно приложить все усилия для задействования потенциала, расположенного за Уралом. Как сказали бы китайцы, если хочешь приблизиться к Западу, шагай на Восток.

Шагать при этом придется бодро. В 2006 г. президент Путин должен принимать у себя “восьмерку”. Сейчас отношения Москвы и с Вашингтоном, и с Брюсселем натянуты. В обозримом будущем эта напряженность сохранится. Недавние президентские выборы на Украине стали болезненным ударом по личному престижу Путина. В этих условиях российскому лидеру абсолютно необходимо вернуться на международную арену в качестве борца-тяжеловеса. И ключевую роль здесь может сыграть Азия.

У России в этом регионе есть важные активы. Прежде всего энергоресурсы. У страны есть шанс превратиться в крупнейшего регионального поставщика природного газа и нефти, а энергетические проекты являют собой единственный инструмент, при помощи которого еще можно дать толчок экономике Дальнего Востока и Восточной Сибири, вывести этот регион на новую траекторию развития и ослабить ощущение изолированности и ненужности у местного населения.

Для повышения эффективности этой политики разрозненные решения должны быть встроены в единую общенациональную стратегию. Эта “большая стратегия” должна отвечать двум главным критериям: (1) быть интегрированной, т. е. охватывающей все основные вопросы – от энергетики и безопасности до трансграничной миграции и технологических инноваций – и (2) являться долгосрочной, рассчитанной по меньшей мере на 20 лет вперед.

Если России удастся добиться такой цельности в определении задач и последовательности в их реализации, она получит очень серьезное преимущество. Основными элементами большой стратегии должны стать несколько частных стратегий:

энергетическая стратегия, направленная на превращение России в ведущего поставщика нефти и газа странам Северо-Восточной Азии – Китаю, Японии, Корее – и одновременно на привлечение существенных инвестиций из этих стран для развития восточных регионов страны;

активная иммиграционная политика, нацеленная на привлечение в Сибирь и на Дальний Восток трудовых ресурсов в таких объемах и такого качества, чтобы это максимально отвечало потребностям России и не подрывало ее внутренней стабильности;

доктрина обеспечения безопасности, направленная на создание региональной структуры безопасности в Северо-Восточной Азии, возможно, на основе шестисторонних переговоров по Корее и системе двусторонних отношений в области безопасности с важнейшими соседями России – Китаем, Японией и Южной Кореей;

общеполитическая стратегия, направленная на формирование дружественных и равновесных отношений с Китаем, выгодных для России, но не делающих ее вассалом Китая; разбор завалов в отношениях с Японией и превращение Японии в главного партнера России в деле технологической модернизации Сибири и Дальнего Востока; сближение с Кореей для обеспечения мягкой посадки для режима в Пхеньяне и последующего воссоединения страны, в результате которого единая Корея может стать близким партнером России;

инновационная стратегия, направленная на максимально полное развитие научно-технического и образовательного потенциала России, в частности, превращение научных центров и университетов – от Новосибирска до Владивостока – в локомотивы экономической трансформации востока России;

новая стратегия регионального развития Дальнего Востока и Сибири, основывающаяся на развитии энергетики и инфраструктуры, научно-техническом прогрессе и направленная на приближение региона к остальной России с параллельной интеграцией в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В целом предлагаемая большая стратегия: (1) поднимает азиатскую политику России до уровня отношений с США и Европой; (2) закрепляет принцип открытости в отношениях России с внешним миром, одновременно отвергая неоизоляционизм; (3) сводит воедино цели, средства и методы российской политики в различных областях.

Различные элементы большой стратегии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Если Россия правильно распорядится имеющимися возможностями, она окажется в большом выигрыше благодаря эффекту мультипликации. Наоборот, если действия властей останутся разрозненными и лишенными видения главной цели, Россия окажется в серьезном проигрыше.

Для воплощения стратегии необходим эффективный механизм, который должен возглавлять представитель президента России, похожий, например, на Дмитрия Козака. Такой чиновник опирался бы на сравнительно небольшой, но высококвалифицированный аппарат, составленный из дипломатов, экономистов, финансистов, специалистов в области миграции, страноведов, советников по военным делам и вопросам безопасности. А также на постоянный консультативный совет из представителей российских и иностранных компаний, работающих в сфере энергетики.

Если у России появятся стратегическое видение и способность к оперативной координации практической политики, страна станет более эффективным и уважаемым международным игроком не только на Востоке, но и на Западе.