ПРАВИЛА ИГРЫ: Продолжение бизнеса


Итак, первым губернатором, которого назначил президент Путин, стал приморский бизнесмен Сергей Дарькин, избранный на этот пост еще четыре года назад. Решение президента понятно – никаких кадровых резервов у федерального центра нет и заменить Дарькина некем. Понятно, почему эта схема устраивает самого Дарькина, – срок его полномочий истекал бы 25 июня, а теперь у него появилась возможность продлить свое губернаторство на неопределенный срок. И все же это событие дает хороший повод еще раз спросить: зачем вообще бизнесмены идут в губернаторы?

Ясно, что российские бизнесмены (13 российских губернаторов – крупные бизнесмены) идут в политику не от хорошей жизни. И все же если фирме нужна политическая защита, почему бы ее не купить? Заплатить губернатору-политику или профинансировать кандидата – и дело с концом. Оказывается, что продажность продажности рознь. Если бы политика можно было бы купить навсегда, то бизнесмену не нужно было бы баллотироваться или, по-новому, номинироваться в губернаторы. Но навсегда нельзя, и поэтому приходится покупать каждое отдельное решение, а это обходится гораздо дороже, потому что по мере развития бизнес-проекта его закрытие связано со все большими издержками для бизнесмена. Другими словами, позиция политика на переговорах – сколько платить за очередное решение – становится все более и более сильной. Чтобы этого избежать, бизнесмены и становятся губернаторами.

Нобелевский лауреат по экономике Рональд Коуз первым объяснил “границы фирмы” издержками на написание и исполнение контрактов. И правда, если бы контракты можно было бы писать без затраты усилий и времени и в них были бы описаны все возможные события, зачем нужны были бы фирмы? Мир без этих издержек – их еще называют транзакционными – не имел бы производственных единиц. Точно так же трудности с заключением контрактов с политиками приводят к появлению “политических границ фирмы”. Бизнесмен решает, то ли ему спонсировать политика (аналогично покупке какого-то продукта у внешнего партнера), то ли ему идти в губернаторы самому (т. е. производить продукт внутри фирмы). Когда издержки спонсирования и лоббирования слишком высоки, появляются бизнесмены-губернаторы. Неудивительно, что губернаторы-бизнесмены появляются в основном из добывающих отраслей – т. е. там, где бизнес наиболее сильно нуждается в политической защите.

Бизнесмены, которые стали политиками не по зову сердца, а ради развития или сохранения своего бизнеса, – не чисто российский феномен. Они встречаются везде, где политики не слишком дорожат своей репутацией – ни в глазах спонсоров, ни в глазах избирателей, – например, в Латинской Америке. В развитых демократиях этого явления сейчас почти нет, но, что интересно, 100 лет назад ситуация в США, например, была совершенно иной. По-настоящему крупные бизнесмены – в частности, владельцы железных дорог – становились губернаторами штатов и сенаторами.

Так что ничего особенно грустного в бизнесменах-губернаторах нет. Их наличие – еще один индикатор слабости экономических институтов. А наладятся институты, заработают суды, проснутся избиратели – и все станет на свои места: бизнесмены займутся бизнесом, а политики – политикой. Через 100 лет.