ВЕКТОР


Не для маленьких

Члены Нефтяного клуба Санкт-Петербурга обратились в антимонопольные органы с жалобой на политику местных властей по распределению участков под строительство АЗС. По мнению бензоторговцев, Смольный привечает крупные компании, а фаворитом питерских чиновников стал “ЛУКОЙЛ”. Условия намеченных на март тендеров на право аренды 56 участков в Северной столице и вправду вызывают недоумение. Особенно выделяется лот из 30 участков. Стартовая цена на него составляет $10 млн, но на этом расходы желающих купить этот участок не заканчиваются. Победитель обязан задепонировать 300 млн руб. на два года. Эти деньги перейдут в бюджет, если победитель не поспеет со строительством заправок, на которое по местному законодательству отводится не более двух лет. Кроме того, только в течение 2005 г. новый владелец участков должен выплатить налоги в бюджет Санкт-Петербурга на сумму 2 млрд руб., из них 100 млн – за счет продажи ГСМ. Вполне понятно, что потратить разом столько денег способна только крупная нефтяная компания. При этом у нее либо должна быть значительная сеть заправок в городе, с которой она и будет платить налоги, либо компании придется регистрировать специального трейдера, для того чтобы соответствовать требованиям местных властей. Очевидно, что такие препоны могут отпугнуть не только мелких бензоторговцев, но и некоторые нефтяные холдинги. Вполне понятно желание Смольного привлечь в город солидных инвесторов, но лучше бы чиновники добивались этого более рыночными методами, создавая для таких компаний привлекательные условия.

Налетай, подорожало!

Прошлый год завершился для российского рынка сотовых телефонов маленькой сенсацией. Аналитические компании IDC и Mobile Research Group обнаружили, что за год средняя цена трубок, которые покупали наши сограждане, впервые не снизилась, как это происходило на протяжении всех предыдущих лет, а возросла. Если в 2003 г. среднестатистический россиянин тратил на мобильник $124, то в прошлом году – уже $146 (см. статью на стр. Б8). На первый взгляд разница в $22 невелика. Но смена тенденции налицо – ведь до сих пор российские пользователи стремились сэкономить на трубках. К тому же при годовом объеме продаж в 24 млн телефонов (примерно столько “белых” трубок, по данным аналитиков, было продано в прошлом году в России) выходит внушительная сумма, дающая представление о прибавке “российской” части доходов компаний-производителей. Внезапно пробудившийся у наших соотечественников интерес к дорогим трубкам может свидетельствовать, что производителям удалось убедить россиян в пользе таких “нетелефонных” опций, как встроенные фотокамера и аудиоплейер, а операторам – в том, что телефон должен поддерживать технологии GPRS, MMS, Bluetooth, иметь большой дисплей и т. д. Но интерес этот может быстро угаснуть, стоит лишь пользователям разочароваться. Например, для многих обладателей дорогих и модных трубок оказывается сюрпризом, что качество фотографий, сделанных при помощи телефона, хромает, а чтобы воспользоваться сложными технологиями, нужно произвести в телефоне не менее сложные настройки.