ВОПРОС ДНЯ: Удастся ли побороть трансфертные цены?


С трансфертными ценами бороться невозможно, поскольку они являются частью объективной реальности: c развитием бизнеса размеры компании растут, структура усложняется, и неизбежно возникают зависимые предприятия. Однако регулировать трансфертные цены необходимо, так как, в частности, они могут быть и причиной занижения налоговых обязательств. В России механизм пока не заработал. Но предложения налоговиков по его запуску скорее пугают, чем вносят ясность.

Юрий Минцев, вице-президент БКС, Новосибирск

Ольга Литвинова, управляющий партнер Ernst & Young в Санкт-Петербурге

Проблема трансфертного ценообразования появилась из-за создания зон льготного налогообложения. Если бы их не было, то трансферты ни на что серьезно не могли бы влиять. На ровном месте была дыра, в которую утекали законные налоги. Не нужно увеличивать полномочия налоговиков, достаточно просто не создавать внутренние офшоры. К тому же декларированные цели – развитие экономики льготных регионов – достигнуты не были.

С трансфертными ценами борются во всем мире, даже там, где нет внутренних офшоров. Ведь компании могут использовать международные офшоры. Если не огосударствлять экспортирующие отрасли, кардинальных методов борьбы с трансфертными ценами нет. Ведь не запретишь их. Это инструмент, важный для концентрации инвестиционных ресурсов в тех или иных регионах или странах. Другой вопрос, что в России, как нигде в мире, часто трансфертные цены использовались для ухода от налогов. Но сейчас, по нашим данным, их используют все реже и реже. Уверен, боятся повторения дела “ЮКОСа”.

Валерий Миронов, ведущий эксперт Центра развития

Сегодня, когда налоговая система прозрачна, когда есть единые правила для всех, пошлины и НДПИ привязаны к цене на нефть, а налоги на нефтепродукты взимаются с конечного продавца, особой необходимости в трансфертном ценообразовании (например, для распределения потока капитальных инвестиций между различными секторами) уже нет. Последняя инициатива “ЛУКОЙЛа” – мы с января отказались от трансфертных цен в секторе нефтепереработки и сбыта, а в секторе нефтедобычи – два года назад. У государства есть все инструменты для искоренения трансфертного ценообразования. Вопрос, как их применять. Может быть, добьются успеха, применив как дубину, а может, как тонкий инструмент, позволяющий развивать бизнес.

Геннадий Красовский, начальник отдела по работе с инвесторами “ЛУКОЙЛа”