ЦСР хочет навести порядок на дорогах


Согласно данным, которые приводятся в утвержденной Минтрансом Транспортной стратегии России до 2020 г., всего в год в России на дорогах гибнет около 40 000 человек. Коэффициент смертности в ДТП на 1000 автомобилей в России в четыре раза превышает аналогичный показатель в развитых странах (1,2 против 0,3). Минтранс рассчитывает, что через 15 лет этот коэффициент снизится вдвое за счет повышения безопасности на дорогах.

Помочь навести порядок на дорогах по заявке Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД взялся Центр стратегических разработок. Как рассказывает директор по развитию ЦСР Олег Фомичев, эксперты центра полгода исследовали проблемы дорожного движения в России совместно со специалистами ГИБДД и Минтрансом. В пятницу их выводы будут обсуждены на специальном семинаре, после чего начнется подготовка проектов поправок в действующее законодательство.

Для повышения безопасности движения в материалах семинара, имеющихся в распоряжении “Ведомостей”, предлагается, к примеру, изменить систему подготовки водителей. Начинающие водители должны получать права на вождение с двухлетним испытательным сроком, что предполагает ряд специальных ограничений. В США и Канаде водитель-новичок не может перевозить в своей машине пассажиров, за исключением членов семьи, рассказывает Фомичев. Для него действуют более строгие ограничения по скорости, его могут лишить прав за такие нарушения, за какие “нормального водителя” просто оштрафуют, а машина новичка в обязательном порядке помечается особым знаком. ЦСР предлагает ввести в России для новичков не только испытательный срок, но и второй экзамен на знание правил дорожного движения, который они должны будут сдавать через год после сдачи первого и получения прав. Как практически реализовать этот замысел, в ЦСР пока думают. “Не хотелось бы, чтобы в результате выросла коррупция в автоинспекциях”, – поясняет Фомичев.

Эксперты ЦСР предлагают также вернуть балльную систему наказаний за неоднократные нарушения правил – когда нарушитель лишается прав, набрав определенное количество штрафных баллов.

Эта система действовала в России до 1997 г., вспоминает бывший начальник ГИБДД МВД, а ныне член Совета Федерации Владимир Федоров, и заметно сдерживала рост нарушений на дорогах. А испытательный срок для водителей-новичков, по его словам, в советское время действовал успешно: водитель после сдачи экзамена получал временное удостоверение на два года и мог поменять его без повторной сдачи экзамена на постоянное, только если ездил без нарушений. Это правило было отменено в 1990 г. потому, что “мы физически не справлялись с обменом удостоверений”, рассказывает Федоров.

Получить официальные комментарии в ГИБДД вчера не удалось.

“Предложения ЦСР звучат довольно здраво”, – отмечает чиновник Минтранса. По его словам, у министерства есть договоренность с американским Минтрансом внедрении их методов повышения безопасности на дорогах.

Инструкторы по вождению, опрошенные “Ведомостями”, согласны, что систему обучения водителей надо ужесточать. “Двух с половиной месяцев [стандартный срок обучения в автошколах] явно недостаточно, чтобы научить хорошо водить машину даже очень способного человека”, – считает один из собеседников “Ведомостей”. “Те, кто хочет действительно научиться водить, после сдачи экзаменов еще год учатся ездить с инструктором”, – добавляет инструктор с 15-летним стажем преподавания. О возврате к прежним санкциям за нарушения профессионалы рассуждают скептически. По их мнению, балльная система наказаний давала дорожным инспекторам дополнительный повод для вымогания взяток.