Большая байка


Первая книга Дубова “Большая пайка” (экранизированная под названием “Олигарх”) была не более чем занятным кунштюком, игрой ума внезапно удаленного от дел бизнесмена, решившего в доступной и увлекательной форме раскрыть некоторые из “секретных материалов” новой российской экономики, знакомых ему не понаслышке. Второе сочинение – вышедший в позапрошлом году вяловатый детектив “Варяги и ворюги” остался как-то совершенно незамеченным. Но в третьем подходе все выглядит куда как более серьезно. И с точки зрения заявленной тематики, и по масштабу авторских задач, и по степени раскрутки.

В тот момент, когда тираж романа “Меньшее зло” еще не добрался до прилавков магазинов, СМИ уже дразнили воображение будущих читателей беспрецедентностью разоблачений. Новое издательство “КоЛибри” обещало при рождении заниматься преимущественно не художественной литературой. И вслед за “Кладбищенскими историями” Акунина/ Чхартишвили выдало на-гора такой нон-фикшн, что впору быстренько собирать вещи да немедленно устремляться вслед за писателем Дубовым по направлению к спасительному Туманному Альбиону.

“Меньшее зло” умудряется быть одновременно и политическим памфлетом, и остросюжетным криминальным романом, и историко-культурологическим эссе. Текст посвящен в значительной части тайнам московских взрывов и всему тому, что с ними связано и за ними последовало. Другое дело, что благодаря недюжинной авторской фантазии на воздух здесь взлетают не жилые дома в Печатниках и на Каширке, а Хаммеровский центр вкупе со зданием-раскладушкой в начале Нового Арбата. Да и коварный Президент Федор Федорович Рогов, серой мышкой пробравшийся на вершину власти из недр КГБ при деятельной поддержке могущественной корпорации “Инфокар”, весьма отдаленно напоминает ныне действующего главу РФ. Кроме того, он занял свой пост не сразу вслед за названным своим именем Ельциным, а через временную прослойку в виде слабого, невыразительного и безымянного господина, который решительно не устраивал сильных мира сего.

Кто бы спорил, сочинения в жанре конструирования исторических альтернатив (что было бы, если б все пошло не так в реальности, а чуть по-иному) при умелом подходе могут быть весьма и весьма увлекательны. Только вот уместно ли перемешивать их с действительно кровоточащими событиями современности? Трагичными в том числе и тем, что своих главных страшных тайн они по крайней мере на нашем веку скорее всего не откроют.

В результате вместо обещанного “срывания всех и всяческих масок”, вместо чаемого торжества истины на нас в очередной раз взирает со своей хитроватой ухмылочкой любимый герой писателя Дубова Платон Еленин. Умница, “царетворец”, благородный (в той степени, в какой таковым позволительно быть олигарху) рыцарь грязной войны. Олигарх, соединивший в себе все лучшие качества политика Березовского и артиста Машкова.