Индия не сдается


Руководство “Роснефти” встречаться с индийскими гостями не планирует, говорит представитель компании. По его словам, переговоров о продаже доли в “Юганске” “Роснефть” ни с кем не ведет.

Индийцы не скрывают своего интереса к российским нефтяным активам. Госкомпания ONGC даже собиралась участвовать в аукционе по продаже “Юганскнефтегаза”, но российские чиновники ее отговорили. С тех пор как главное достояние “ЮКОСа” досталось “Роснефти”, индийцы регулярно заявляли, что сохраняют интерес и к “Юганску”, и к российской нефти вообще. А теперь они намерены предметно поговорить об этом с российскими коллегами при личной встрече. 21 февраля в Москву приедет министр нефти и газа Индии Мани Шанкар Айяр. Как пояснил “Ведомостям” представитель этого ведомства, делегация планирует обсудить уже имеющиеся у ONGC проекты в России и поговорить о новых. ONGC хотела бы купить долю в “Юганскнефтегазе” и стать партнером “Роснефти” по разработке Ванкорского месторождения, уточнил индийский чиновник.

Переговоры с индийцами проведет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, сказал его пресс-секретарь Станислав Наумов. По его словам, пока не ясно, будет ли на встрече идти речь о Ванкоре и “Юганске”. Но источник в одном из федеральных ведомств утверждает, что это две главные темы для индийцев. “Они очень хотят долю в “Юганске”, но пакет обещали китайской CNPC, – утверждает чиновник. – И сейчас ONGC делает все возможное, чтобы получить эти акции”.

В конце декабря Христенко заявил, что CNPC может получить до 20% акций “Юганскнефтегаза”. Но сейчас у российских чиновников появился новый план. Источник в администрации президента сказал “Ведомостям”, что государству стратегически важно присутствие ONGC в российском нефтегазовом секторе. Лучшим решением может стать выделение “Юганскнефтегаза” в отдельную госкомпанию. Это позволит сохранить прежнюю схему слияния “Газпрома” с “Роснефтью” и продать по равному пакету акций (примерно по 20%) в “Юганске” китайской CNPC и индийской ONGC. “В их национальных стратегиях все равно есть задача войти на российский рынок, и они будут всячески пытаться это сделать, приобретая через аффилированные компании те или иные активы. А так мы сделаем все цивилизованно и поставим процесс под контроль государства”, – поясняет он.

Заинтересует ли такая перспектива CNPC, неизвестно. Получить комментарий в компании “Ведомостям” не удалось. Но Сергей Санакоев, руководитель российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, сомневается, что CNPC согласится на такие условия. Нефтью китайцы себя уже обеспечили. “Роснефть” договорилась о поставках в эту страну до 2010 г. 48,4 млн т нефти, получив в виде предоплаты $6 млрд.

Руководители ONGC и индийские чиновники неоднократно заявляли, что компания готова купить 10–20% акций “Юганскнефтегаза” и потратить на это до $2 млрд. А пока индийцы решили заручиться поддержкой “Газпрома”, с которым, по словам источника в монополии, они в понедельник собираются подписать меморандум о сотрудничестве. “Конкретики в меморандуме нет”, – говорит сотрудник “Газпрома”. В документе, например, декларируется возможность совместной добычи газа – в Индии, России или третьих странах.

“Я слышал о планах привлечь в “Юганск” и индийцев, и китайцев, но считаю это кремлевскими мечтаниями”, – отмечает президент Института энергетической политики Владимир Милов. По его мнению, китайцы не станут покупать миноритарный пакет акций компании за $1,5–2 млрд. А отдать больше 20% “Юганска” иностранцам чиновники не решатся, добавляет он. Индийцы могут оказаться гораздо сговорчивей, считает Милов. “Им нужна нефть, и они готовы участвовать в любых проектах. А доля в “Юганске” – это самое интересное, что ONGC может получить сейчас”, – соглашается аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов.